Артём, я тут сформулировал ряд соображений об удобстве работы с электронным текстом. Буду благодарен за комментарии
к ним.
Шесть тезисов об идеальной электронной книге
Идеал книги как формата кроется в удобстве её чтения. Под чтением я понимаю не только и не столько процесс сканирования знаков
глазами, сколько
активную работу с текстом. Именно о средствах работы с текстом и идёт речь, когда мы обсуждаем удобство любого формата книги.
Почему так удобна классическая бумажная книга? Потому что с ней можно обращаться как с физическим объектом, что позволяет
совершать большое количество понятных и очевидных операций. Например, её можно положить на видное место, чтобы не забыть. В ней можно делать пометки. В ней удобно ориентироваться. Легко заложить место, на котором ты остановился, можно сделать любое количество закладок для любых целей. Работа с ней хорошо запоминается, потому что в процессе этой работы участвуют не только глаза, но и руки, а также ориентация в пространстве — мы помним, как книга выглядела, сколько весила, где лежала, легко ли перелистывать страницы и т. п. Чем бумажная книга неудобна? Сложностью переноса результатов работы с ней в электронную среду(пока электронной среды не было, и сложностей таких практически не возникало): отсутствием поиска, копипаста, шейринга, доступа из любой точки пространства‑времени.
Любопытно, что когда Гутенберг изобрёл свой печатный станок, первое время книги, которые на нём печатались, выглядели точно так же, как рукописные. Была изобретена новая технология, но формат воспроизводился старый. Только позже был изобретён наборный текст с отдельными литерами, и вообще
технология была осмыслена по‑новому.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что электронные средства хранения и передачи информации воспроизводят на новой
технологии совершенно тот же самый, старый формат книги, не задумываясь о том, что в электронной среде удобство чтения книги могло бы состоять совсем
в ином.
Ниже я привожу несколько тезисов об идеальном устройстве электронной книги, основываясь на собственном опыте работы с различными форматами книг: