x
 
Лева
18 июня 2009

Для чего нужна висячая пунктуация в вебе? Что она дает для текста и читателя?



Висячая пунктуация — скорее акцидентный приём, по-русски — выпендрёж. Хорошо подходит для коммерческой вёрстки: фирменной канцелярии, брошюр, сайтов, годовых отчётов, журналов.

Как и везде, в вебе она даёт ощущение более дорогого, «дизайнерского» текста.

В более спокойной книжной вёрстке кавычки и скобки лучше едва заметно свешивать или не свешивать вовсе.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Михаил Едошин
18 июня 2009

По-уму это должна быть не «висячая пунктуация», а учёт формы символов в попытках добиться равномерности набора. Ведь оптически выравнивается не только пунктуация, но и, например, округлые буквы в сравнении с прямыми, точно так же как они выравниваются по вертикали. В идеале подобное выравнивание должно быть незаметно, точно так же как мы обычно не замечаем, что «О» чуть выше «Н» и чуть ниже заходит за базовую линию, что верхняя часть «8» меньше, чем нижняя и т. п. Если же приём заметен, то это да, выпендрёж :)

В вебе висячая пунктуация не нужна; тут переносы-то нетривиальная задача, какое уж там оптическое выравнивание.

Анатолий Rr Буров
18 июня 2009

Если говорить о висячей пунктуации вообще, то можно рассуждать дальше, пойти по нарастающей: зачем всякие лигатуры, для чего кернинг, разные тире и дефисы, засечки… Ведь читаем же надписи на китайских ярлыках (да, орфография и пунктуация тоже вроде ни к чему)!

Однако все эти мелочи делают текст аккуратнее, эстетичнее, возможно даже, удобнее. Но даже без удобства: обязательны ли какие-то практические соображения?


А в вебе мы просто ограничены средствами. В первых спецификациях HTML не было даже картинок. В CSS3 висячая пунктуация уже упомянута. А пока дело каждого решать, насколько она оправдывает те усилия, которые приходится прилагать, чтобы реализовать её сейчас.

Юрий Хан
18 июня 2009

Висячая пунктуация как приём оформления в HTML/CSS — не нужна. Она усложняет код, не давая заметных преимуществ.

Реализовывать висячую пунктуацию нужно не в страницах, а в браузерах — точно так же как скины должны быть фичей графической среды, а не приложения.

Александр Пономарёв
18 июня 2009

Чтобы край текста был действительно ровным, необходимо смещать всю строку целиком левее или правее, в зависимости от геометрии и оптической плотности символа, с которой начинается строка. Поскольку такая функциональность сейчас недоступна на веб-страницах, то попытка решить проблему частично, только по отношению к знакам пунктуации, выглядит топорно.

Вот, например, «ёлочка», выпирающая из текста. Она ломает край гораздо сильнее, чем «ёлочка» обычная, не висячая. Что касается лапок“, то здесь пятьдесят на пятьдесят: и так — плохо, и эдак — нехорошо.

Мой личный выбор — не применять для вёрстки длинных текстов висячую пунктуацию. Исключение могут составлять отдельно стоящие цитаты, заголовки, слоганы.

Отвечаю на вопросы так:
— Висячая пунктуация нужна иногда для многострочных заголовков и крупных цитат.
— В длинных текстах с мелким шрифтом висячая пунктуация раздражает читателя, поскольку портит выключку и создаёт визуальный шум.


18 июня 2009

А мне кажется, что текст с висячей пунктуацией читать гораздо приятнее, и что её запросто можно употреблять в книгах.

Я даже в коде её использую (http://www.ksoftware.ru/wiki/hanging_comments), он становится аккуратнее.

Антон Вернигор
20 июня 2009

Висячая пунктуация в длинных текстах действительно усложняет код и не заслуживает применения на постоянной основе для всех текстов, особенно на часто обновляемых ресурсах.

С другой стороны, она действительно придаёт тексту более изящный вид, и на сайтах дизайнеров и дизайн-студий выглядит уместно.

На других сайтах, мне кажется, стоит ограничиться свешиванием пунктуации при необходимости в заголовках, эпиграфах, цитатах и т. д., тем более что это несложно реализуется доступными на сегодняшний день средствами CSS.

И да, в исходных текстах я тоже использую свешивание некоторых символов, мне так больше нравится.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

4 1




Недавно всплыло

1 Как вы верифицируете оценку сроков от сотрудника? 1 2 Как избежать «эффекта Тильды»? 2