Посмотрите на любой текст, который вам интересно и приятно читать. Проанализируйте порядок слов в предложениях. Вы увидите, что у каждого автора свои представления о порядке слов, и все имеют право на существование. Я не верю, что какая‑то правильная структура подойдет для любой ситуации.
В самом простом случае повествовательное предложение действительно начинается с подлежащего и сказуемого:
Дизайн‑бюро Артёма Горбунова занимается дизайном информационных сайтов и интранетов, проектированием пользовательских интерфейсов компьютерных программ, приборов и предметов.
Но пять таких предложений подряд — скучно. Структуру и длину предложений стоит варьировать:
Нет
Напишите пять предложений по пять слов. Раз, два, три, четыре, пять. Пять слов — хорошая, годная длина. В пять слов помещается почти всё. Вчера мы с друзьями провожали каникулы. Завтра мы радостно пойдем в школу. Вся жизнь аккуратно разложена по полочкам. Предложения по пять слов безопасные, простые. Но поставьте их несколько подряд. Это ведь уныло, скучно до зевоты.
Да
А теперь будем варьировать. Сначала пара коротких предложений, чтобы задать ритм. Хорошо. Дальше несколько длинных, и можно даже разбить их коротким для большего контраста, но это необязательно. Главное — варьировать. Уверенно ведите читателя по длинному предложению, показывайте достопримечательности, дайте его разуму отправиться в свободное плавание. Даже два длинных предложения не будут вам помехой, если не вдаваться в сложные параллельные перечисления.
В художественном или публицистическом тексте в начале предложения логично задать место и время действия, то есть начать с обстоятельства:
Утром 1 января Марина начала новую жизнь.
Чтобы сделать текст напряжённее, писатель нагородит обстоятельств и сложноподчинённых конструкций до того, как сдаст подлежащее и сказуемое:
Задолго до того, как его комнату перевернут вверх дном агенты «Креста», задолго до его шествия через рыночную площадь, когда его, побитого и опустошённого, с цепями на руках, проведут под вой грязной толпы, задолго до его прощальной речи перед расстрелом, и тем более задолго до того, как картинку с его казни расхватают все телеканалы, Саава проснётся ярким солнечным утром под белой, всё ещё хрустящей простынёй, и попросит апельсинового сока.
То же, но из Маркеса, и проще:
Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.
В новостной журналистике принято после заголовка и введения давать суть новости. Это может быть подлежащее, дополнение или обстоятельство. Причём начало статьи сразу отвечает на вопрос, который возникает у читателя после заголовка и введения:
Пенсии воровали еноты
В Перми найдены виновники махинаций со счетами Пенсионного фонда.
Двенадцать енотов‑полоскунов задержала пермская полиция вчера утром в зоопарке по подозрению в финансовых махинациях и хищении пенсий на сумму 14 миллиардов рублей.
Думайте о функции предложения. В разделе «Решение проблем» какой‑нибудь инструкции читатель будет искать свою проблему, поэтому формулировку проблемы ставим в начало:
Нет
Нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется, чтобы открыть дверцу машинки во время стирки.
Да
Чтобы открыть дверцу машинки во время стирки, нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется.
Но уже следующее предложение придётся начать с главной части:
Нет
Чтобы не повредить ручку и барабан, не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется.
Да
Не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется, чтобы не повредить ручку и барабан.
Опытные писатели (в примере — Ильф и Петров) разрывают привычный порядок слов вводными конструкциями, чтобы развлечь читателя и поиграть масштабом:
Смахнув с седых (волосок к волоску) усов оставшиеся после умывания росинки, Ипполит Матвеевич зверски пошевелил усами, в нерешительности попробовал шероховатый подбородок, провел щеткой по коротко остриженным алюминиевым волосам пять раз левой и восемь раз правой рукой ото лба к затылку и, учтиво улыбаясь, двинулся навстречу входившей в комнату тёще — Клавдии Ивановне.
Порядок слов — не набор формальных правил, а инструмент редактора.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.