x
 
Эдуард Фомин
11 ноября 2014

Постоянно в автобусах встречаются подобные варианты написания зональной стоимости проезда. Как улучшить визуализацию?



Забавно, не встречал такого.

Перед тем, как улучшать визуализацию, лучше подумать о сценарии, в котором эта таблица используется. Зачем она мне вообще? Как я оплачиваю проезд? Как проверить, что я не обманываю, когда даю 26 рублей — может, я проехал на 30? Водитель (кондуктор?) что, должен наизусть помнить, кто когда зашёл? Но если так, то почему бы ему самому не говорить, сколько с меня? Или я плачу в начале, а он потом следит за тем, чтобы я вовремя вышел?

Можно расписать без ребусов:


Можно исходный формат сделать веселее:


А можно упростить тарифы:

26 ₽ — 1…2 остановки
30 ₽ — 3…4 остановки
32 ₽ — более


Или даже так:

Проезд — 32 ₽


Если всё работает на честности, то последний вариант убирает соблазн схалявить, сославшись на то, что ты не понял, что имелось в виду, а для водителя — заботу о том, чтобы никто не халявил.

В московском метро стоимость проезда не зависит от времени и маршрута, а в лондонском есть целая разрывающая мозг система часов пик, зон и розовых читалок проездных карт. В результате в Лондоне я никогда понятия не имею, сколько будет стоить проезд. Такое можно себе позволить, когда процесс списывания денег автоматизирован, и никому из живых людей не приходится вникать в сложные таблицы.

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Юрий Хан
11 ноября 2014

Илья, такая система встречается, например, в маршрутных такси в Новосибирске.

№1091 Новосибирск–Академгородок — 35, по Академгородку — 20.
№325 Академгородок–Бердск — 30, по Академгородку — 20, по Бердску — что-то около 18; ещё средняя часть маршрута, ограниченная предпоследней остановкой Академа и второй остановкой Бердска, — тоже сколько-то отдельно, скажем, 25.

Основное ограничение формата состоит в том, что имеющиеся сейчас таблички распечатываются на обычном принтере на листе A4 и никто не будет это улучшать. А цены должны быть, в идеале, различимы человеком с неидеальным зрением, сидящим в хвосте Газели.

Первый вариант «без ребусов» хорош для большого справочного плаката на вокзале. У маршруток его нет.

Исходный макет Эдуарда, возможно, близок к идеалу — он легко верстается, информативен и даёт достаточно крупный шрифт.

Андрей Давыдов
11 ноября 2014

Все работает на доверии. В Москве и ближних областях оплачивают на входе водителю или кондуктору. Стоимость уточняют при покупке. Кондуктор подсказывает, когда нужно выходить, если народа не много. Но, например, в Ростовской области оплачивают на выходе.

Сделать среднюю стоимость — плохая идея: разброс бывает большим, 30—60 рублей. В месяц для кого-то это приличная сумма, 30 рублей — обед для студента. Я в институте выходил раньше и шёл пешком, но покупал пирожок.

Тёма Тройной
11 ноября 2014

На самом деле присланный вариант лучше, потому что там всё понятно расписано. Стоимость проезда зависит от остановки, с какой ты зашёл и до какой едешь. Тут дело в расстояни между остановками. Я могу проехать 2 короткие остановки дешевле, чем 1 длинную. Кондуктор запоминает и следит, чтобы все выходили вовремя, я так всю жизнь езжу. Так что предложенные вами варианты не очень удачные.

Артём Сапегин
11 ноября 2014

Был недавно в Словении: там просто говоришь водителю куда едешь, он находит остановку в компьютере, называет сумму и печатает билет. Никаких заумных таблиц там не видел. Единственная сложность — произношение местных названий ;-)

Александр Смердов
12 ноября 2014

Дополнение Капитана к последнему абзацу у Ильи. Лондонский вариант чем-то напоминает мне тарификацию из другой отрасли — из мобильной связи. Многие ли наверняка знают стоимость минуты предстоящего звонка на своём текущем тарифе? (Да и многие ли вообще знают даже название этого тарифа?) И все спокойно звонят; оперируют для себя, скорее всего, лишь неким совокупным ежемесячным расходом. Похоже, разница именно в том, что между оператором и абонентом отсутствует операция «продажи» единичного экземпляра услуги, а взамен продаётся долговременная «подписка» на комплекс услуг в будущем. Также происходит между регулярным пассажиром и ТФЛ.

Иван Демидов
12 ноября 2014

Встречается такая таблица постоянно в Московской области. Реально ей почти никто не пользуется. Пассажир заходит на остановке и говорит, куда едет. Кондуктор наизусть знает все тарифы и говорит сколько платить, никуда не глядя.

В салоне она нужна только для контроля честности кондуктора, на всякий пожарный.

Дима Кудинов
13 ноября 2014

Ну и я дополню тоже.

Действительно, подобные гибкие тарифные сетки много где в России встречаются. Причем, не сильно принципиально, на доверии она основана (как в упомянутой Ростовской области — кстати, реально намного удобнее, чем оплата при входе) или на монетизации каждого входящего превентивно.

Тут немного иная задача — не столько срубить с пассажира ровную сумму, проконтролировав, что он не обманул, сколько качественно проинформировать о стоимости проезда кучу людей одновременно без участия водителя.

То есть да, всё равно найдутся те, кто не разобрался, но в целом людям удобно. Думаю, основной принцип улучшения визуализации данных здесь будет лежать в объединении одинаковых стоимостей по некому признаку — цвет, размер, может быть расстояние, если это будет схема, привязанная к маршруту.

Михаил Меркурьев
30 июля 2015

У нас в Киеве такого много. Киев — очень дорогой город, и многие селятся в пригородах. Есть маршрутки в город, ходят очень хорошо и всегда до крупного транспортного хаба (Святошин или Лыбедская, что на остальных четырёх концах киевской метрошной «звезды» — сказать не могу). Естественно, им сам бог велел подвозить киевлян, если есть место. И большая таблица цен: в пригород — десятка, по Киеву — 4 гривны.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

Нерешённая задача графдизайна. Медпункт 5 Интерфейс штор, как оценить навыки сотрудника, не владея ими и как улучшить объявление 1 Через квартал позвонил заказчик и спросил, может ли он использовать одну из непринятых концепций 4 Правдивость 2