Максим Ильяхов |
Прежде чем отвечать, хочу предостеречь начинающих авторов. Если ваш читатель — эксперт, а вы нет, не беритесь за задачу. Если вы не понимаете словосочетание В 2011 году инвестиционная компания пригласила меня писать текст для сайта. Я не разбирался в теме, но меня соблазнил бюджет. У меня был доступ ко всем сотрудникам, я проводил с ними многочасовые интервью, тщательно записывал за ними, а дома старался переложить их слова на бумагу. То, что получалось, было очень похоже на нормальный текст: он был чистым и хорошо структурированным, неплохо ложился в дизайн. Но клиент не принял его ни с первого раза, ни со второго, ни с пятого. Он говорил одно и то же: здесь слишком много ошибок, не о чем говорить. Я уходил и переделывал, но это не помогало. Я исправлял в одном месте, а ошибка вылезала в другом. Сроки поджимали, и я решил пойти на крайнюю меру: почти дословно переписал речь одного из сотрудников, пытаясь уложить его слова в макет. Я думал, что если сейчас по смыслу будет всё нормально, я просто отредактирую слова и сдам. С этими мыслями я отправил макет клиенту. Запуск уже задерживали на две недели. Клиент не отвечал неделю, а когда я начал расспрашивать, выяснилось, что ответственный сотрудник уволился, дальнейшая судьба сайта неизвестна,
Если ваша аудитория — эксперты, то и вы сами должны быть экспертом. Если пишете для неподготовленного читателя, вероятно, подойдёт сценарный подход. Смысл в том, чтобы исследовать тему, исходя из ближайших потребностей читателя. Как будто читатель пришёл к вам как к эксперту и начал последовательно задавать вопросы. Подумайте, какие вопросы он бы мог задать. Допустим, вы пишете об управленческой учёте для начинающих предпринимателей. Отправные вопросы:
Это вопросы новичка. Исследуйте их с помощью интернета, литературы и экспертов. Когда вы разберётесь в этих вопросах, возникнут новые:
С помощью этих серий вопросов вы ограничите охват исследования. Вам не нужно изучать экономтеорию и менеджмент — изучайте только то, что будет полезно читателю. Чем дальше вы будете исследовать, тем более всесторонней будет история. Зовите в помощь экспертов и не стесняйтесь ссылаться на них в своей работе. Эксперту полезно продвигать себя, а вам полезно получить проверенные и хорошо сформулированные сведения. Мне нравится писать, когда ни я, ни читатель не разбираются в теме. Так мне легко поставить себя на место читателя и представить, какие у него появятся вопросы. Я с удовольствием напишу об игре на барабанах, но мне уже тяжеловато писать об информационном стиле для тех, кто видит его в первый раз. |