Сильный дизайнер ищет способ разрешить противоречие без потерь с любой стороны. Когда сильное решение найдено, кому‑то оно покажется очевидным. Но пока противоречие не разрешено, сама формулировка такого решения выглядит фантастической и невозможной.

Посмотрим, как соотносится изобретательное решение с другими подходами на уже знакомых нам примерах:

ЗадачаКапитуляцияКомпромиссГрубая силаИзобретательность
Волки и овцыВолки сыты, овец нетВолки полуголодны, овец всё меньшеУбить волков!Волки сыты, овцы целы
Бревно на дорогеПовернуть назадПродолжить пешкомВперёд на бревно!Преодолеть без последствий
АвтомаршрутыНе ездить на машинеКупить толстый атласНанять водителяМашина сама скажет, куда ехать
Клиент просит большую скидкуПотерять клиентаДать скидкуПоставить ультиматумПродать ещё больше

Рассмотрим некоторые принципы изобретательных решений.

Определение полезного действия или вредного фактора

Идентификация полезного действия или вредного фактора — первый шаг в решении дизайнерской задачи. Иногда он даже отменяет необходимость решения, разрешает противоречие сам по себе. Неверное определение лишает курса, приводит к бесцельному перебору вариантов.

В семье

Муж купил кофемолку и теперь молотый кофе разносится по кухне после приготовления каждой чашки. Жена считает мужа недостаточно заботливым и требует развода. Супруги спорят и выясняют отношения.

Полезное действие: утренний кофе, вред: рассыпанные частицы кофе. Анализ переводит ситуацию из области сложных психологических противоречий в техническую задачу покупки автомобильного пылесоса.

Формулировка и обострение противоречия

Дизайнерская задача часто выглядит расплывчато, поэтому дизайнер обязан разобраться, за что и с чем он борется — сформулировать противоречие.

Вспомним рулон туалетной бумаги из совета о максимизации полезного действия. Рулон вращает непрерывный вихрь радости, как сама жизнь — ровно до неизбежного момента своего окончания. Даже если хозяин предусмотрел рядом запасной рулон, это не спасёт его от трагической необходимости избавиться от останков первого — да‑да, той самой картонной втулки.

Полезное действие туалетной бумаги — чистота, поэтому её научно‑фантастическое будущее лежит где‑то на пути ультразвукового краника с водой, совмещённого с унитазом. Но это выход в надсистему. Скорее всего, нам не подходит отказ от текущего принципа, если наш клиент — фабрика туалетной бумаги. А полезное действие в проблемной подсистеме — втулке — бесперебойная подача бумаги, вращение.

Формулируем противоречие:

В сторону пользы: туалетная бумага разматывается на втулке, но втулку приходится выбрасыватьвыносить в другую комнату → нельзя выбросить в унитаз, иначе засорит. Вредный фактор надо определять так же точно, как и полезное действие. Для этого очень помогает приём — задавать подряд вопрос «почему», пока ответ не станет очевидным. В идеале: бумага разматывается на втулке, но втулка сама исчезает.

В сторону избавления от вреда: туалетная бумага без втулки, но не разматывается. В идеале: бумага разматывается без втулки.

Сильное решение чаще лежит на стороне противоречия, связанной с достижением полезного действия. Решение в сторону пользы — растворяемая втулка, которую достаточно бросить в унитаз. Фантастическая формулировка обретает смысл: втулка есть и втулки нет.

В унитазе

В графических интерфейсах используются вложенные меню, всплывающие при наведении курсора. Проблема: во вложенное меню справа от текущего пункта меню сложно попасть, не задев соседние пункты меню на родительском уровне — при движении по горизонтали человеческая рука описывает дугообразную траекторию. Если промахнуться, вложенное меню пропадает. Компромисс — оставлять на экране вложенное меню на полсекунды. Но проблема в том, что при обычном движении вниз по пунктам вложенные меню появляются с неприятной задержкой, а при ошибках пользователи дополнительно замедляют движение и задержки им всё равно не хватает.

Сильное решение, как и положено, звучит парадоксально: меню должно исчезать мгновенно и должно оставаться сколь угодно долго. Брюс Тогнаццини предложил на первых Маках треугольную безопасную зону справа от курсора мыши: если курсор двигается внутри зоны сколь угодно медленно, вложенное меню остаётся на экране. Если курсор вне зоны, вложенное меню мгновенно исчезает.

В пользовательском интерфейсе

Борьба не со злом, а с его источником или проводником

Зло трудно победить.

Любую проблему можно метафорически представить как водоём, из которого проблема поступает в вашу лодку — дизайнерскую задачу. Неразумно пытаться высушить море, если источник проблемы — пробоина в лодке. Трудно бороться с последствиями — вычёрпывать воду быстрее, чем она поступает. Рационально — заделать пробоину, то есть не допустить появления проблемы в локальной дизайнерской задаче.

Не истреблять волков, а предотвращать их нападение на овец.

Не чинить поломанный автомобиль, а убрать или преодолеть бревно.

В дизайне информационного дисплея возникает противоречие: чтобы повысить информационную плотность схемы торгового центра, объекты на схеме должны быть меньше площади пальца:

Ещё в интерфейсе

Но если объект мелкий, его сложно выбрать пальцем. По закону Фиттса чем больше кнопка, тем легче в неё попасть. Простое решение: сделать область нажатия больше, чем сам видимый объект. Но это не работает, если активные объекты рядом — ведь тогда их области нажатия пересекутся.

Дизайнеры интерфейса знают, что прицельный клик — самый дорогой, неудобный и неэффективный жест. И чем «бороться с Фиттсом», лучше избавиться от необходимости кликать. Полезное действие схемы — информация, значит схема должна сама показывать полную информацию, когда это необходимо, без дополнительных окон и попапов. Двухпальцевый жест масштабирования с мгновенной обратной связью, как на Айфоне, не требует прицеливания и идеально решает задачу. А полезное действие схемы теперь можно максимизировать, отдав ей весь экран:

Что делать, если с источником зла нельзя бороться? Надо сделать восстанавливаемую защиту.

В Айфоне

Пользователи Эпла ожидают бескомпромиссного качества, поэтому в первой версии Айфона было только несколько «родных» приложений, сторонние разработки не допускались. Но из‑за этого функциональность телефона была ограничена. Магазин приложений «Апстор» разрешил противоречие: процедура проверки обеспечивает качество и соответствие гайдлайнам, а необходимость отдельной загрузки психологически делает приложения «чужими», пользователи не винят Эпл за огрехи.

Апстор берёт комиссию от продажи приложений, которая в том числе бесперебойно кормит службу проверки качества.

Без выхода в надсистему

Возможно, задача с волками и овцами решается сменой жительства или переходом от животноводства к земледелию. Это решения с выходом в надсистему. Они затрагивают существующую работоспособную систему, связаны с большими расходами времени, денег и интеллектуальных ресурсов на создание или перекомпоновку новой системы, порождают и заставляют решать новые сопутствующие задачи. Поэтому сильный дизайнер сначала ищет решение, которое меняет только проблемную часть и не затрагивает остальную систему.

Многопальцевые жесты на сенсорном экране требуют специальной ёмкостной, а не резистивной технологии. Кроме того, поддержка жестов требует специального программного обеспечения. Если в торговом центре уже установлены дисплеи с резистивной технологией, решение потребует неоправданных расходов. Решим задачу о схеме торгового центра без выхода в надсистему. Пусть мелкие объекты на схеме, расположенные рядом, имеют объединённую область нажатия. При нажатии на область где‑то в районе нужного объекта карта масштабируется, а объекты — увеличиваются, раздвигаются и получают уже индивидуальные области нажатия приемлемого размера.

Вместе с тем, выход в надсистему обеспечивает прорыв и радикальное решение проблемы. Современные автонавигаторы используют маршрутные карты, спутниковый приёмник, информацию о пробках — сложнейший технологический багаж. Но благодаря этому сами подсказывают путь и практически полностью исключают необходимость самостоятельного ориентирования. Неслучайно в Москве работает много таксистов‑гастарбайтеров, незнакомых с городом и не пользующихся дорожными атласами.

Таким дизайнерским и технологическим прорывом, меняющим привычный сценарий использования, в своё время стали безопасные бритвы по сравнению с опасными, цифровые фотоаппараты по сравнению с плёночными, мобильные телефоны по сравнению со стационарными, Айфон по сравнению с мобильными телефонами.

P. S. Пользователь Воттакой на форуме водителей УАЗ предлагает решение: «Если бревно очень толстое и вообще в лесу много подобного вала, то спиливаем четыре, желательно сухих, деревца приблизительно в руку толщиной, по длине желательно в полтора раза больше длины авто. Связываем их парами на концах, перекидываем через пресловутое препятствие, и разносим по ширине колеи (можно по ширине колеи отмерить две верёвочки, и связать ими пары наших бревнышек для ровности укладки. Заезжаем на наши перекинутые импровизированные траки и переезжаем бревно. При переезде траки перекидываются на манер детской качалки, и мы спокойно съезжаем. Грузим всё это дело на багажник, до следующего крупного бревна». Это сильное решение: мы проезжаем по дороге с бревном так, будто на нём нет бревна.

А что делать, если дорогу смастерить не из чего, а мощности автомобиля не хватает, чтобы сдёрнуть бревно тросом? Моя гипотеза: воспользуемся тем, что трение качения меньше трения скольжения и обвяжем трос так, чтобы бревно крутанулось. А чтобы не повторять процедуру, намотаем трос на бревно, как на йо‑йо. Буду рад узнать мнение бывалых советчиков :‑)

P. P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Полезное действиеРазрешение противоречияДизайн продуктовВыход в надсистему
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы