x
 
Артём
14 сентября 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что такое формула системы?


Крис Андерсон: Элон, как вам это удалось? Эти проекты — Пэйпал, Соларсити, Тесла и СпейсИкс — настолько разные и дерзкие. Как человек может стать таким новатором? Что в вас такого?

Элон Маск: Я не знаю, в самом деле. У меня нет ответа. Я много работаю. Действительно много.

К. А.: А у меня есть гипотеза. Э. М.: Хорошо, прошу вас.

К. А.: По моей гипотезе, у вас есть способность мыслить на системном уровне, на котором соединяются дизайн, технология и бизнес, как если бы ТЕД назывался ТБД — технологии, бизнес и дизайн. Вам удаётся как никому другому свернуть их в один клубок, синтезировать, — и самое важное — вы настолько чертовски уверены в своём свёртке, что идёте на сумасшедшие риски. Вы ставите на кон своё состояние, и, кажется, делали это уже несколько раз. По-моему, почти никто не способен на это. Можно ли и нам немного вашего секретного соуса? Можем ли мы полить им нашу систему образования? Можно ли у вас этому научиться? То что вы сделали — поразительно.

Э. М.: Что ж, спасибо! Благодарю вас. Я в самом деле считаю, что существует прекрасная основа мышления. Это физика. Рассуждение на уровне базовых принципов. Нужно свести дело к фундаментальным истинам и рассуждать на их основе, в противоположность мышлению по аналогии. В течение большей части жизни мы мыслим аналогиями, то есть повторяем за другими людьми с небольшими вариациями. И мы вынуждены так делать, иначе бы просто не продрались через повседневные заботы. Но если вы хотите сделать что-то новое, нужно применить подход физики. Физика по сути заключается в поиске новых парадоксальных открытий, таких как квантовая механика. Она совершенно не интуитивна. Я думаю, это очень важно, и не менее важно слушать критику, добиваться её, особенно от друзей. Это звучит как простой совет, но мало кто ему следует, и он невероятно полезен.

К. А.: Мальчики и девочки, учите физику!

FIRE

Волны предпринимательства время от времени приносят дизайнерам клиентов с идеями стартапов, особенно на подъёмах рынка. Клиенты говорят: «Мы хотим сделать новый суперсайт или мегаприложение, на котором будет виджет, которого ни у кого раньше не было, мы хотим, чтобы вы для него сделали удобный дизайн, и мы вместе завоюем мир».

Бюро поучаствовало в нескольких подобных проектах — они приносят деньги, но часто проваливаются и в итоге работают против репутации дизайнеров. Чтобы не участвовать в заведомо неудачных стартапах, требуется инструмент оценки.

Идею водяной мельницы легко понять и оценить, если описать базовый принцип её работы фразой:

Проточная вода вращает колесо с жерновами, поэтому жернова мелют зерно

Мы решили посмотреть на несколько популярных сайтов и попытались проанализировать их работоспособность и принцип работы.

Мы поняли, что любую работоспособную систему можно описать одним предложением. И так же, в свою очередь, каждую из её подсистем и надсистем.

Я утверждаю, что работоспособная система Ютуба описывается фразой:

Зрители смотрят ролики на Ютубе, потому что им скучно просто так пить пиво в компании

Вероятно, создатели Ютуба не подозревали, что они делают свой сайт для этого. Я предполагаю, изначальная идея была «Давайте сделаем сайт, на который можно будет заливать свои ролики и на котором их можно будет смотреть».

По другой легенде, вторым событием была свадьба друзей, видео с которой не «пролезало» по обычной почте.

Их цели могли быть сформулированы иначе, но сайт стремительно вырос. В июне 2006 года, через год после запуска, на сайте было 19,6 млн посетителей, 70 млн клипов и 60 000 загрузок в день.

Система оказалась «страшно» работоспособной, потому что нашла и начала выполнять своё полезное действие — досуг, а не видеохостинг.

Конечно же, формула досуга не зависит от наличия пива или компании — это лишь яркий пример сценария.

Теперь я предлагаю посмотреть повнимательнее на нашу фразу. Назовём её формулой системы. Она состоит из нескольких важных частей.

Зрители смотрят ролики на Ютубе, потому что им скучно просто так пить пиво в компании

Зрители и ролики — это элементы системы, между которыми происходит взаимодействие. В качестве элементов могут выступать любые подсистемы, продукты, сайты, инструменты, кнопки, компании и пользователи — в зависимости от уровня системы. Взаимодействие описывает глагол «смотрят»:

Зрители смотрят ролики на Ютубе, потому что им скучно просто так пить пиво в компании

И дальше после предлога «потому что» идёт самое важное:

Зрители смотрят ролики на Ютубе, потому что им скучно просто так пить пиво в компании

Без этого продолжения не заработает ни один стартап, не продастся ни один продукт, не заполнится ни одна форма на сайте, не нажмётся ни одна кнопка в приложении. Чтобы человек сделал хоть что-то с объектом, который ему предлагают, у него должна быть мотивация. Должна быть сила, которая на него действует.

Если провести аналогию с технической системой, у взаимодействия должен быть источник энергии, благодаря которому происходит полезное действие.

В технологических системах источником энергии выступает сила природы. Например, энергетическая сеть Соларсити Элона Маска в буквальном смысле питается от солнечного света. Компания разрабатывает, устанавливает и даёт в лизинг домашние и коммерческие системы преобразования солнечной энергии и накопления электроэнергии, при этом является по сути поставщиком электроэнергии для частных домов и станций зарядки Теслы.

Брайан Дакс. Ютуб продолжает расти. Си-би-эс, 4 авг 2006

В продуктах для людей источником энергии служит мотив, инстинкт, потребность, чувство, воспитание и культурная традиция человека. Несмотря на то, что мотивацию нельзя назвать источником энергии в строго физическом смысле, в ней заключён источник движения, поступков и решений — кинетических проявлений человека.

  • Мэри Трюфель

    Владельцы свадебных салонов хорошо понимают, что движущие силы их клиентов — невест — это детские мечты, желание быть принцессой, архетип принца на белом коне. По плану свадьба только раз в жизни, отсюда другой сильнейший мотиватор — страх ошибки и конфуза. Для невесты также важно мнение родственников, друзей, желание угодить или выделиться. Для одних пар важны свадебные традиции, для других — желание сделать для себя, не как у всех.

    Оформление салона Мэри Трюфель. Ведро

Вернёмся к формулам. Формулу системы можно изобразить графически:

Элемент Другой элемент

На схеме изображены два элемента и взаимодействие между ними, которого мы хотим добиться. Это неполная формула, потому что нет силы, источника энергии или, проще говоря, причины, по которой будет происходить взаимодействие. Желаемого взаимодействия нет или оно слабое, поэтому оно изображено пунктирной стрелкой. Система заработает, если такая внешняя причина появится:

Э1 Э2

Система преобразовалась в работоспособную. Её графическая схема идентична текстовой формуле:

Элемент взаимодействует с другим элементом, потому что действует внешняя сила

Система становится работоспособнее, если в неё добавить источник энергии. Это базовый принцип техники. Например, активная броня взрывается навстречу снаряду. Известна идея энергетических материалов, например для батискафов, прочность которых многократно повышается электромагнитными силами. Силы работают на изгиб, противостоящий внешнему давлению.

В социальных взаимодействиях прекрасный источник энергии — смертные грехи:

Пользователи чекинятся в заведении, потому что завидуют чужому мэрству

Успех Ютуба был бы невозможен и без формулы вирусного распространения:

Пользователи делятся видеороликами с друзьями, потому что хвастаются удачной добычей

Графическая схема помогает увидеть и другие ситуации, когда естественное взаимодействие элементов служит «источником питания» для нового полезного действия:

Э1 Э2

Например, так выглядит схема работы компаса:

Стрелка притягивается к магнитному полюсу,
поэтому показывает штурману стороны света

И сайта знакомств:

М притягиваются к Ж,
поэтому ищут себе пару на Мамбе

Преобразование формулы системы требуется не только для достижения полезного действия, но и убирания нежелательных и вредных взаимодействий:

Э1 Э2

Например, так выглядит эффект рекламы по принципу коврового бомбометания:

Продавец спамит потребителя

А так — после преобразования:

Продавец прицельно предлагает потребителю то, что он хочет, потому что использует историю его покупок

В графическом виде:

Продавец Потребитель

Это система с обратной связью. Советую запомнить эту формулу. В коммерции она эффективно и повсеместно используется от контекстной рекламы и интернет-торговли до ЦРМ-систем. В технике — от самонаводящихся ракет до гитарных эффектов. В социальных сетях — от тегов и комментариев до лайков и рейтингов. На Ютубе — в боковой колоночке рекомендованных видеороликов.

Формула заставляет отбросить лишнее и помогает выявить коренные проблемы проектируемого или существующего продукта. С одной стороны, формула — это инструмент описания дизайнерского решения, с другой стороны — инструмент анализа задач и систем.

Психическая энергия в теории психоанализа

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Михаил Ильин
14 сентября 2015

Как изменится формула, когда пользу получают два или более элемента системы?

Например, на Яндекс.Маркете: продавцы выставляют товары на витрину, а покупатели находят товары.

В том же Ютубе: одни пользователи получают возможность делиться видеороликами, а другие находят себе развлечение.

Или универсальной формулы может и не быть?


14 сентября 2015

Михаил, на Маркете работают две равноправные формулы, он двуликий. Неслучайно такие системы сложнее запускать.

Но даже если есть главная формула и главное полезное действие, любая система состоит из множества подсистем с собственными формулами, и общая работоспособность в той или иной степени зависит от каждой из них. Об этом — в следующем совете.

Евгений Лысый
14 сентября 2015

Артём, а какие еще социальные источники энергии кроме «смертных грехов» вы знаете?

Предположу, что люди:
не хотят, чтобы им было скучно;
хотят внимания;
хотят казаться лучше других;
любят вкусно поесть;
любят «ходить налево»;


Мне кажется, что «злые» мотивы вроде тщеславия или хвастовства работают лучше «добрых». Например, «репост, чтобы котятки нашли дом» сработает хуже, чем «репост, если хочешь выиграть эту вкусную пиццу».


15 сентября 2015

Евгений!

К сожалению, у меня недостаточно систематизирован ответ на ваш вопрос, чтобы можно было его вставить в комментарий или сослаться. Я буду благодарен полезным ссылкам от уважаемых советчиков.

Как минимум, имеет смысл обратиться к пирамиде потребностей:
http://psychclassics.yorku.ca/Maslow/motivation.htm

Отлично разбираются в мотивации разработчики игр. Например, базовая потребность в безопасности удовлетворяется «сейф-зонами», в которых тебя не могут достать монстры: «я не хочу ничего знать, я в домике». Эта же потребность может выражаться в желании всё контролировать «хочу точно знать, где все монстры».

Очень интересно «исследование варенья»:
http://design.artgorbunov.ru/zhelanie-vybirat-i-upravlyat

Безусловно, с вашей помощью дойдёт и до полноценного совета.

Николай Яковенко
17 сентября 2015

Евгений, неудовлетворённость.

В зависимости от социального окружения, культурных мотивов, реальности и всего что, сформировало мечты, у разных людей своя неудовлетворённость.

Евгений Калмыков
18 сентября 2015

Евгений!

Социальные источники энергии кроме «смертных грехов»: любовь, ответственность, память о предках: 
Кто-то перечисляет деньги на съёмки фильма о войне (собрали 30 млн): http://28panfilovcev.com/ 
Кто-то ищет пропавших без вести солдат, организует экспедиции, лезет в болота. 
Кто-то моет лестничную площадку, просто потому, что хочет жить в чистоте. 
— Бюро бесплатно (на этом сайте) распространяет знания.

Но вы правы, катиться вниз легче, чем карабкаться на гору :-)

Юрий Панасюк
1 октября 2015

Система мотивации человека описана в любом учебнике по общей психологии. В сети доступны видеолекции по общей психологии В. В. Петухова. Строение индивидуальной деятельности человека — база знаний для любого проектировщика взаимодействия. Интерфейс — это среда, где человек совершает действия. Все принципы психологии деятельности работают и тут.

К теме понимания того, почему человек действует, хочется добавить — как он совершает действия. Прежде чем совершить любое действие, человек формирует представление о будущем результате, и затем ищет средства достижения этого результата (происходит ориентировка в условиях). После совершения действия происходит процесс контроля результата, где могут возникнуть положительные или отрицательные эмоции, в зависимости от первоначальных ожиданий.

Изучение фундаментальных наук даёт более глубокое понимание в профессии, чем изучение книг по проектированию Раскина, Купера и т. п. В книгах описаны их методы и принципы, но база для всех одна.

Станислав Биченко
26 октября 2016

Часть примеров идеально ложится на традиционную формулу пользовательских историй (user story) в Эджайле: «Как [роль], я хочу [вещь], чтобы [желание]». 
- «Зрители смотрят ролики на Ютубе, потому что им скучно просто так пить пиво в компании» — «Как зритель, я хочу смотреть ролики на Ютубе, чтобы мне не было скучно просто так пить пиво в компании».
- «Пользователи делятся видеороликами с друзьями, потому что хвастаются удачной добычей» — «Как пользователь, я хочу делиться видеороликами с друзьями, чтобы похвастаться удачной добычей».
- «Пользователи чекинятся в заведении, потому что завидуют чужому мэрству» — «Как пользователь, я хочу чекиниться в заведении, чтобы отнять чужое мэрство».

«Пользователь» в качестве роли — дурной тон в Эджайле. Эти формулировки можно улучшить, уточнив, кого именно мы ожидаем в качестве «пользователей» и «зрителей».


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: программа 2 Расскажите об управляемости: обратная связь Расскажите об управляемости. Часть седьмая




Недавно всплыло

Как работать в Фигме быстрее 7 Обложки для лекций в Ютюбе 1 Что вы думаете о способе указывать цвету прозрачность в шестнадцатеричном виде вместо более традиционного RGBA? 2 Визуализация проявляет 3