x
 
Илья
17 мая 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как упростить попадание мышью или пальцем в элементы интерфейса?

Часть первая


Пол Фиттс (1912—1965) работал психологом в Университете штата Огайо, а затем в Мичиганском университете. Разработал и опубликовал в 1954 году модель быстрого прицельного движения человека.

Фиттс провёл эксперимент:


На доске размещены две чувствительных полоски — мишени. При касании специальным пером одной из этих полосок фиксируется «попадание в цель». Участник эксперимента быстро поочерёдно касается пером то одной, то второй полоски. Изменяя расстояние между полосками и ширину каждой из них и замеряя время, Фиттс вывел зависимость:

Время прицеливания = k log2
2 × расстояние до объекта
размер

До работы в университете Фиттс служил в ВВС США. В конце второй мировой войны изучал человеческий фактор в авиации, и считается одним из пионеров в повышении безопасности

Это и есть закон Фиттса. Он связывает расстояние до объекта, размер объекта и время прицеливания в одномерном пространстве.

Нас интересует приложение закона к интерфейсам, где человек прицеливается к объектам на двухмерном экране. Форма объектов и тот факт, что человек движется к цели не по прямой, несколько усложняют закон, но для нас важно интуитивное определение: чем дальше объект, тем больше время прицеливания; чем больше объект, тем меньше время прицеливания.

Разберём следствия закона.

Размеры объектов

В большие кнопки легче попасть. Но слишком большие кнопки не очень полезны: зависимость логарифмическая, то есть чем больше увеличиваем, тем меньше эффект.

Было установлено, что закон работает независимо от условий движения: выполняется ли оно непосредственно или с помощью манипулятора; рукой или ногой; ребёнком или стариком.

Мелко

Достаточно



Хорошо отделять друг от друга «взаимно-нежелательные» кнопки, иначе будет слишком легко попасть не в ту:

Опасно

Размеры нажимаемых областей

Иногда желание увеличить элемент вступает в противоречие с требованием занять им как можно меньше места на экране. В таких случаях достаточно увеличить не сам объект, а лишь область нажатия.

В интерфейсе электронного киоска зона нажатия (изображённая квадратом) намного больше чёрного кружка:

Тег <button> по умолчанию делает кнопки «обтягивающими». Больший размер нужно прописать вручную.



В меню слева нажимаются названия пунктов, справа — строки целиком:

Чёрные точки 1, 2, 3 необходимо было сделать небольшими, чтобы они не закрывали собой схему торгового центра

Плохо

Хорошо



Лишнего места не тратится, но попасть в любой из пунктов легче. Так работают стандартные меню в операционных системах, но на сайтах придётся позаботиться об этом отдельно.

Также на сайтах приходится отдельно заботиться о том, чтобы нажималась подпись радиокнопки или чекбокса, а не только они сами:

Плохо

Хорошо



Области нажатия в меню на моём сайте:

Обратная связь помогает прицеливанию. Хорошо подсветить пункт, который выберется при нажатии


ilyabirman.ru

Айфон увеличивает области нажатия ссылок в браузере. Если открыть неадаптированную к мобильному экрану страницу текста, нажатие микроскопической ссылки среди текста работает безотказно. А если несколько ссылок оказываются рядом, их области нажатия смещаются так, чтобы человек мог комфортно перейти по нужной:



Клавиатура Айфона динамически подстраивает размеры кнопок на клавиатуре так, чтобы было легче написать существующее слово, чем сделать опечатку:



Внешне клавиатура при этом не изменяется.

Если открыть карточку человека в приложении «Телефон», в строке фейстайма справа будет две иконки — камера и трубка:


Трубка означает обычный звонок, а камера — видеозвонок. Но нажатие во всю строку тоже означает видеозвонок. Что будет, если нажать в правый край строки? К сожалению, начнётся видеозвонок, потому что область нажатия трубки ограничена её размерами:

Видео было опубликовано на сайте Эпл, когда вышел первый айфон

Как есть

Как надо



Продолжение

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Денис Голубцов
23 мая 2016

Илья, почему в меню на вашем сайте увеличена область только по вертикали? По ссылке «Мир» сложнее попадать.

Должно ли быть пространство между ссылками? То есть, должны ли быть области между ссылками некликабельными?

Андрей Бобков
16 декабря 2018

В законе Фиттса не хватает переменных «близость к другому» и «привычность места».


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

1 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 2 Правдивость 3