• Графема

  • Хорошая и плохая

  • Графема

  • Хорошая и плохая

Изобретение схемы метро

По схеме пассажир ищет места и прокладывает маршруты. Чтобы помочь ему, мы убираем лишние детали, вводим цветовое кодирование, систематизируем расстояния, углы и обозначения.

Полученное графическое изображение обладает определённой формой. Хорошая форма даёт глазам пассажира точки опоры. Кольцевая линия в Лондоне узнаётся даже без цвета: «бутылочная» форма и двойной контур не оставляют сомнений —

Человек, знакомый с городом, найдёт станцию «Грин‑парк», хоть её название и загораживает конденсатор

Человек, знакомый с городом, найдёт станцию «Грин‑парк», хоть её название и загораживает конденсатор

Про московскую кольцевую и говорить нечего — круг впечатывается в мозг:

Схема 1970 года, Метро.ру

Схема 1970 года, Метро.ру

Графема в справочнике «Паратайпа»

Общую форму, которая считывается до подписей и отдельных линий, и делает схему узнаваемой, назовём графемой схемы.

Графема в справочнике «Паратайпа»

Авторы проекта «Лайнпостерс» оставили от нескольких транспортных схем только графемы:

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

Несмотря на ошибки, Москва и Нью‑Йорк не просто мгновенно узнаются, там даже можно найти знакомые станции. С Лондоном, кажется, так же — я легко ткну в Кемден‑таун или Пимлико. Но учитывая, сколько времени жизни я смотрел на его схему, я нерепрезентативен.

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

А вот Париж и Токио совершенно бесформенны, глазу не за что зацепиться. Вместо ясной графемы — однородный паттерн.

Конечно, графема схемы изначально определяется топологией самой транспортной сети, а она происходит из плана города. Так что Москва и Нью‑Йорк просто вынуждены были получиться характерными.

Но это не значит, что в других городах ничего не поделаешь. Нужны ориентиры, выхватываемые глазом. Если в самой транспортной сети для этого ничего подходящего нет, подойдёт водоём или телебашня.

Сейчас в Париже одна из худших официальных схем среди больших метрополитенов:

Я уже критиковал эту схему за плохие цвета и толщины линий

Я уже критиковал эту схему за плохие цвета и толщины линий

В своей версии схемы Костя Коновалов сделал «кольцевую» из 2‑й и 6‑й линий и подружил с ней по форме некоторые другие фрагменты схемы. На схеме появились парки и достопримечательности. Это сильно повысило «графемность»:

Официальная берлинская схема тоже не очень удачна:

Есть кольцо, образованное электричками, но оно слишком большое. Дополнительным ориентиром оказывается пучок электричек, проходящих «волной» через центр. Но этого всего мало, и поиск знакомой станции занимает огромное время.

Работая над графемой, нужно остерегаться всего, что не имелось в виду. Киевская схема похожа на человека на подкосившихся ногах:

Развидеть это невозможно. Такие совпадения плохи как коридоры в текстовом наборе: приковывают к себе внимание, отвлекая от содержания.

Навигация в общественных местахТранспортные схемы
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы