x
 
Анна
22 ноября 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Я отправила текст для «Инстаграма» потенциальному клиенту, для тренировки. Получила обратную связь. Было несколько замечаний.

С некоторыми замечаниями я согласна, а с парочкой нет. Например, у меня в тексте была фраза «мода на витражи ушла и вернулась». Получила комментарий:

  • «Мода ушла и вернулась» — так не бывает. Я имею ввиду, что не через и, поскольку это два долгих действия. Через и могут простые, например, он чихнул и отвернулся (одновременные или через небольшой промежуток времени).

Это какое-то придуманное правило, и я с ним не согласна. Что делать: стоять на своем или перефразировать и забыть? Или все дело в том, что я только начинаю писать на заказ и сказала об этом клиенту? Как мне отстоять свою позицию? И нужно ли вообще это делать?


Неважно, начи­на­ю­щий вы или опыт­ный автор. Всем и все­гда может при­ле­теть какое‑нибудь дикое, непо­нят­ное заме­ча­ние. Един­ствен­ная нор­маль­ная реак­ция на него —

пого­во­рить с кли­ен­том.

Начи­на­ю­щие авторы часто отно­сятся к заме­ча­ниям кли­ента как к прав­кам: будто кли­ент при­шел исправ­лять их работу. В этой пози­ции полу­ча­ется, что кли­ент изна­чально прав, а автора по опре­де­ле­нию нужно исправ­лять. Но это необя­за­тельно так: кли­ент обра­тился к вам за помо­щью, зна­чит уже по опре­де­ле­нию либо зна­ете больше него либо можете ему помочь лучше дру­гих. Не всё, что гово­рит вам кли­ент, должно стать пово­дом изме­нять текст.

Тем более нельзя отно­ситься к заме­ча­ниям кли­ента как к чему‑то одно­сто­рон­нему. Нет такого, что кли­ент даёт вам правки, а вы по ним молча пра­вите. Вы можете пред­ло­жить кли­енту обсу­дить его заме­ча­ния и найти луч­шее реше­ние. Кли­ент­ская работа — это обще­ние, а не испол­не­ние приказов.

Вот вы дого­во­ри­лись обсу­дить заме­ча­ния с кли­ен­том. Это может быть созвон или встреча. Задайте такие вопросы:

Что вы имеете в виду?

Бывает так, что кли­ент имел в виду одно, как‑то не так это выра­зил, и вы в итоге поду­мали совсем дру­гое. Тут важно не доду­мы­вать, а уточ­нить. Может выяс­ниться, что кли­ент даже не хотел это исправ­лять, а про­сто обра­щает ваше внимание.

Уточ­нять важно с искрен­ним инте­ре­сом: чтобы кли­ент не ощу­щал, будто вы над ним изде­ва­е­тесь. Если вам кри­стально ясно заме­ча­ние кли­ента, воз­можно, уточ­нять не нужно.

На что ещё это может повлиять в тексте?

Может быть, сти­ли­стика всего тек­ста не соот­вет­ствует ожи­да­ниям кли­ента, поэтому нужно всё пере­пи­сать. Или это заме­ча­ние не так важно и не на что не вли­яет. Или у кли­ента есть чёт­кое пред­став­ле­ние о стиле тек­ста, и вам обя­за­тельно нужно по какой‑то при­чине в него попасть. Выяс­ните это.

Как вам такой вариант?

Будет полезно про­ду­мать воз­мож­ные вари­анты изме­не­ния тек­ста и пред­ло­жить их, выслу­шав поже­ла­ния кли­ента. В вашем слу­чае можно пред­ло­жить такое:

Мода на вит­ражи ушла в таких‑то годах, но спу­стя столько‑то лет вернулась.

Вит­ражи то вхо­дят в моду, то выхо­дят. Столько‑то лет назад они счи­та­лись признаком...

Мода на вит­ражи ушла, когда появи­лись... Но сей­час архи­тек­торы воз­вра­ща­ются к традициям...

Кли­ент уви­дит, что вы доб­ро­со­вестно ищете реше­ние, а не тре­бу­ете от реше­ния от него.

Всё дело в настрое

У вас в вопросе про­зву­чало слово «отста­и­вать пози­цию». Это слово озна­чает, что вы с кли­ен­том нахо­ди­тесь по раз­ные сто­роны: у вас есть своя пози­ция, у кли­ента дру­гая, и вы должны его пере­убе­дить. Эта пози­ция вам не помо­жет нала­дить отно­ше­ния с кли­ен­том и постро­ить работу.

Кли­ент­ская работа — это не борьба и не отста­и­ва­ние. Вы при­шли, чтобы помо­гать чело­веку с его зада­чами. Вы не должны быть правы в этой работе, вы должны быть полезны. Пред­ставьте, что вы при­шли к парик­ма­херу с запро­сом сде­лать опре­де­лён­ную при­ческу. И парик­ма­хер начи­нает отста­и­вать пози­цию, что эта при­ческа вам не идёт. Воз­можно, он дей­ствует в ваших инте­ре­сах, но будет ли вам при­ятно спо­рить с парик­ма­хе­ром? Его ли это дело — какую вы хотите причёску?

Поме­няйте отно­ше­ние: вы не отста­и­ва­ете и не защи­ща­е­тесь, а помо­га­ете и раз­би­ра­е­тесь. Кли­ент ска­зал вам что‑то непо­нят­ное. Хорошо, давайте раз­бе­рёмся: почему он так ска­зал? Что он имел в виду? Что он ожи­дает от нас? Это не урок лите­ра­туры, где вы дока­зы­ва­ете учи­тель­нице свою правоту. Чело­век при­шел к вам за помощью.

В конце кон­цов, не исклю­чено, что вы дей­стви­тельно допу­стили сти­ли­сти­че­скую ошибку. Это не стыдно при­знать и испра­вить. Стыдно — упи­раться как баран и делать вид, что вы лучше кли­ента зна­ете, как пра­вильно. Успеш­ный редак­тор — не тот, кто выучил учеб­ник Вал­ги­ной, а тот, кто научился быть для кли­ента партнёром.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Андрей Бобков
25 ноября 2020

> Мода ушла и вернулась

На чём акцент? Что объединяет «и»? Возможно, контекст придаст смысл фразе, но пока его не видно. Как автор фразы собирается её отстаивать?
На месте автора вопроса я бы не сопротивлялся заранее, а прислушался, чтобы понять, чтобы получить развитие для себя.

Отстаивать свою точку зрения полезно, но для этого нужны аргументы. Я не понимаю замечания, поэтому соглашаюсь — это не аргумент. Отстаивание подразумевает наличие спора. Спор имеет свои цели, приёмы и правила. С какой целью автор вопроса хочет оспорить комментарий потенциального клиента? От цели будет зависеть ответ на вопрос «как».


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Обновляем миссию нашей компании (уже 3 недели) Я риелтор, но у меня нет опыта 20 лет. Нужно написать текст о себе Максим, а как написать текст? Как улучшить запись автоответчика? 4




Недавно всплыло

Насколько уместно использование ЦСС-стилей cursor: default и user-select: none 2 Как снимали Феррари для обложки книги «Фотосъёмка автомобилей»? 2 Каким должно быть ресторанное меню на сайте? 1 Какой фотоаппарат выбрать для путешествий? 2