Перейдём к последней теме, называется «Перемены у клиента».
Любое изменение условий автоматически должно за собой повлечь изменение договорённостей. Не отдавайте ничего просто так. Только за новые договорённости. И в этом смысле переговоры — это постоянное движение. Вас что‑то просят — вы готовы это дать, попросив что‑нибудь взамен.
— Просят сверх?
И. С. — По‑другому. Не обязательно сверх. Сделать по‑другому — подвинуться, переделать предложение... И что здесь надо понять. Что хотелось бы, чтобы вы поняли. Когда вы заключили договор, договорились что‑то делать, начали делать, и клиент говорит: «Да, только давайте мы теперь не флэш‑баннер нарисуем, как мы договаривались, а вы лучше плакат напечатайте. Это же примерно одинаково стоит». Или любое другое изменение. Или говорят: «Блин, а вот нам надо открыться теперь раньше». Или: «Давайте мы теперь сайт будем делать адаптированным не для Хрома, а ещё для Интернет‑эксплорера». Или вместо Хрома для Интернет‑эксплорера. Или вообще любое другое изменение у клиента, которое, естественно, может быть. Автоматически срабатывает триггер: изменение условий — изменение договорённостей. Что это значит? Что нам нужно передоговориться. Это не значит, что условия станут хуже, наоборот, может, станут лучше. Но если у вас что‑то изменилось в задаче по ходу, мы обязаны передоговориться. Может быть, вы договоритесь ровно о том же самом. Но это будет новое решение. Ага, у вас вот такие изменения, мы их взвесили, обсудили, и мы поняли, что срок, цена, всё остальное — не меняется. Мы их приняли. Это всё равно новая договорённость. Да, я принял. Если этого не сделать, проект может с доработками, согласованиями превратиться в полный хаос. По ходу: «А давайте вы ещё это сделайте». Или: «Эту мелочь». — «Давайте». — «Да, а ещё вот это. А, да, кстати, это, наоборот, не делайте». И очень легко в этом увязнуть.
То, что вам надо запомнить: изменение условий — не вопрос, будем передоговариваться.