В порядке повышения ценности это: время, деньги, энергия и эмоции. Чем больше вы тратите на переговоры, тем ценнее они начинают вам казаться. Это мешает принимать взвешенные логичные решения.
Трата бюджета времени: перед встречей клиент просит подождать в приёмной сорок минут.
Трата бюджета денег: для обсуждения проекта вам предлагают сделать тестовое задание или слетать в командировку за свой счёт, чтобы встретиться с заказчиком.
Трата бюджета энергии: подготовить сто картинок для участия в тендере.
Трата бюджета эмоций: «Я думал, вы серьезный человек, а вы мне такую туфту втираете!» Когда вам такое говорят, вы сразу расстраиваетесь, начинаете плохо себя чувствовать.
Возникает вопрос, почему время — единственный, на первый взгляд, невосполнимый ресурс — меньше всего ценен в тратах бюджета. Чтобы ответить на него, сравним время с тремя другими категориями. Окажется, что всё остальное точно ценнее.
Деньги — это уже актив, который есть и которого не будет. А время ещё неизвестно, конвертировалось бы в деньги или нет.
Потратить энергию и подготовить несколько эскизов для компании — это и время, и деньги, умноженные на потраченные силы, которые не были использованы на что‑то другое. Получается, что это первые две категории ещё и с каким‑то мультипликатором.
Эмоции — это самый трындец. Когда затронуты эмоции и вы сдвинулись из нейтрального положения, вы автоматом начинаете принимать нерациональные решения, которые могут быть в сто раз хуже или привести к гораздо более печальным последствиям, чем уже потраченное время. Если во время переговоров затронуто ваше душевное спокойствие и вы вовлеклись в разговор именно эмоционально — это красный флаг, удар в колокол. Значит, с этим надо срочно что‑то делать, нельзя себе этого позволять — это прямая дорога к проваленным переговорам и тяжелейшим последствиям.