Любое изменение условий автоматически должно повлечь за собой изменение договорённостей.
Не отдавайте ничего просто так — только за новые договорённости.
В этом смысле переговоры можно рассматривать как постоянное движение. У вас что‑то просят, вы готовы это дать, попросив что‑нибудь взамен. Взамен — значит что‑то сделать по‑другому: передвинуться, подвинуться, изменить предложение.
Вы заключили договор, начали что‑то делать, а клиент говорит: «Да, только давайте теперь не банер нарисуем, как мы изначально договаривались, а лучше нам плакат напечатайте. Тем более это примерно одинаково стоит». Или другое изменение попросят: «Нам надо открыться теперь на неделю раньше». Или: «А давайте мы теперь будем сайт делать адаптированным не только для Хрома, а ещё для Оперы? Или давайте вместо Хрома для Брейва?»
На любое изменение у клиента, на любую просьбу об изменении автоматически срабатывает тригер: изменение условий — изменение договорённостей. Это значит, что с клиентом нужно передоговориться.
Условия не обязательно автоматом станут хуже. Наоборот, может быть, станет только лучше. Но если у вас что‑то изменилось в задаче по ходу проекта, вы просто обязаны передоговориться. Может быть, вы договоритесь о том же и изменения не будут нужны. Но это будет именно новым решением: «Ага, вот у нас такие изменения, мы их взвесили и обсудили. Поняли, что срок, цена и всё остальное не меняется — мы их приняли». Хорошо, но это всё равно новая договорённость: «Да, я принял проект. Может быть, с доработками».
Если не передоговариваться каждый раз, проект может превратиться в полный хаос. Потому что начнётся: «Давайте вы ещё это сделаете», «Давайте ещё вот это», «А давайте, наоборот, вот это вы не сделаете» — и всё, вы погрязли в согласованиях, правках и изменениях, и вообще непонятно, что происходит. Запомните: изменение условий — не вопрос, будем передоговариваться.