Клиент — это заказчик проекта, покупатель в магазине, пользователь приложения, коллега в офисе, начальник подчинённого, совет директоров компании, народ страны, жена, которая попросила купить хлеба. Любой, кто обращается к исполнителю за помощью.
Исполнитель — это дизайнер сайта, носильщик на вокзале, продавец в колбасном отделе, разработчик приложения, офис‑менеджер, сотрудник компании, генеральный директор, президент страны, муж, который отправился за хлебом. Любой, кто берётся помочь.
Отношения клиент‑исполнитель возникают в момент, когда исполнитель соглашается взять задачу. В этот момент ответственность за выполнение задачи полностью оказывается в руках исполнителя. Он по своей воле обещает сделать и имеет возможность договориться о любых условиях работы до начала. Если работа начата, значит исполнитель согласен с условиями.
Соглашением может быть подписанный договор, принятый тикет в баг‑трекере, устная договорённость или даже просто «угу» в эсэмэске.
Клиент обращается к исполнителю за помощью, а не наоборот, поэтому клиент может, но не обязан помогать исполнителю. Покупатель не обязан регулировать толщину нарезки колбасы в супермаркете. Дизайнеру не обязательно рассказывать разработчикам, как запрограммировать вывод каталога, чтобы тот не тормозил. Заказчику строительства не обязательно учить каменщика класть кирпичи. Менеджеру не обязательно бегать за дизайнером и напоминать, что тот обещал макет к четвергу. Совету директоров не обязательно подсказывать гендиректору, как увеличить прибыль. Народу страны не обязательно формулировать экономическую политику государства, а жене не обязательно напоминать о покупке хлеба.