Человеческие отношения построены на ожиданиях. Жена, например, ожидает от мужа, что он принесёт свежий батончик к ужину. Гость в ресторане ожидает, что официант будет к нему нормально обращаться: с уважением, вежливо, будет помогать ему, стараться услужить. Точно также и клиент. Если вы, скажем, дизайнер, клиент ожидает от вас получить как минимум не меньше, чем получил в прошлый раз.
Если ожидания обманываются, то отношения неизбежно портятся.
Представьте, что жена ждёт от мужа хлебушек к ужину, батон. А он приносит почему‑то кирпич без всяких предупреждений, просто говорит: «Вот, другого не было, взял такой». Уже вроде бы настроение не такое хорошее. В ресторане, если официант вдруг начнёт неучтиво с гостем обращаться, не дай бог даже хамить, как минимум чаевых этот официант лишится, а возможно, гость даже устроит скандал.
Аналогично в отношениях с клиентами. Если вы как специалист, скажем, дизайнер или редактор, почему‑то с клиентом будете работать хуже, чем вы работали в прошлый раз, у клиента будет разочарование, как будто он недополучил. Не то, что было раньше.
Но, конечно, здесь есть и хорошая сторона. Действительно, ожидания создают серьёзную часть проблем в проектах и вообще в делах. Хорошая новость в том, что ожидания полностью находятся в ваших руках. Вы их контролируете и можете с этим что‑то сделать, потому что ожидание — это всегда следствие договорённостей, и вы можете на эти договорённости повлиять.
Вернёмся к нашему примеру с хлебом. Если муж с утра предупредит жену, что что‑то пошло не так, и он не может заехать за хлебушком и вообще его не привезёт, вопросов нет, жена будет на это рассчитывать. Может, сходит сама, может приготовит блюдо, которое не требует наличия хлеба. В общем, выкрутится, её ожидания уже будут настроены на то, что ужин без хлеба.