Начнём с презентаций клиентам: в такой презентации особенно критично, кто её слушает. Потом обсудим публичные выступления.
Для успеха презентации всегда показывать её тем людям, которые принимают решение. Под «успехом» мы имеем в виду достижение конкретной цели: клиент утвердил макеты, руководство одобрило план, разработчики взяли работу в производство, преподаватели поставили хорошие оценки — неважно.
Можно сделать блестящую, выверенную до деталей презентацию, идеально отрепетировать её, подготовить шикарные слайды — и всё это показать человеку, который сам решений не принимает. Он скажет: «Да, окей, спасибо, я всё это перескажу начальству, и потом скажу, что там решат».
Получается, вы дали материал посреднику, который будет презентовать вашу работу за вас. Он не знает тему так хорошо, как вы, не заинтересован в успехе, а скорее всего, ему вообще наплевать.
Результат почти предсказуем — с вероятностью, близкой к 100%, он вас подставит. Идеи не дойдут до адресата, презентация провалится, а как мы уже говорили, проваленная презентация — это часто провал всего проекта.