Школа

Что такое полезное действие текста

Лекция

В этом большом разделе разберём вопросы самого высокого уровня организации текста: вокруг чего вы строите свой текст, кто в нём главный герой, как идёт повествование. Главная тема в этом блоке — это полезное действие текста. Объясняю, что это такое.

Ошибочное представление о тексте. Когда автор составляет текст, он может задавать себе разные вопросы: что я хочу рассказать, что донести, какая тема. Ошибка здесь в том, что люди не ходят по интернету с мыслью «вот бы мне кто‑нибудь что‑нибудь донёс». Люди думают, как решить свои насущные проблемы.

Задача редактора — задать себе другой вопрос: что такого нужного, полезного, ценного я могу пообещать читателю. Второй вопрос: почему именно на мой текст обратят внимание? Мы не можем заставить человека что‑то прочитать, но мы можем показать ему что‑то привлекательное. Дальше человек сам примет решение, читать текст или нет.

Представим ситуацию: мы — компания, которая продаёт оборудование для АТС. Наша аудитория — инженеры, связисты и ребята, которые организуют call‑центры. Предположим, что нам привозят редкие тайваньские аппараты, и мы хотим написать об этом статью. Мы могли бы творчески подойти к событию и написать в заголовке:

Тайваньское чудо: что мы привезли с выставки

Творчеством часто страдают провинциальные журналисты. Они думают, что раз кто‑то открыл журнал, то он с любым заголовком прочитает весь текст. Но в интернете такой заголовок скорее отпугнёт читателей.

Вот другой вариант:

🤔 StarPro 212: новая тайваньская АТС

Это заголовок для специалистов. Если я не специалист и не знаю эту модель, для меня заголовок будет пустым.

✅ Системы АТС 2024 года: StarPro 212 и другие чудеса

Это уже неплохой заголовок. Вместо «чудеса» можно сказать «новости». Ключевое слово здесь — системы АТС, 2024 год. Если я в заголовке заявил, что это что‑то актуальное, тогда я включил у читателей интерес. Другое дело, если уже 2030 год — тогда заголовок перестает привлекать внимание.

Другой пример про налоговый вычет. Пусть мы — налоговая служба. С точки зрения ведомства, порядок получения вычета — это буквально порядок получения вычета. Мы бы сказали:

❌ Порядок получения налогового вычета для граждан РФ — физических лиц и/или индивидуальных предпринимателей…

Напишем в мире читателя:

🤔 Как получить налоговый вычет в Туле?

Как только мы добавили локальное «в Туле», стало гораздо интереснее. Но мы все ещё находимся в парадигме налогового вычета — возможно, люди не знают, что такое «налоговый вычет». Добавим сценарий:

✅ В 2023 году вы ходили в спортзал или лечили зубы? Вы можете вернуть часть денег

Это заход от мира читателя. Теперь для людей налоговый вычет выглядит так: ты ходил в больницу, платил деньги за процедуры, ходил в спортзал, и тебе за это могут вернуть деньги.

Напоследок — сверимся по терминам:

Мир читателя — это всё то, что происходит в жизни читателя: его события, его слова, термины, проблемы, ситуации.

Полезное действие текста — это то, почему люди из своего мира посмотрят на вас. Ответ: потому что вы расскажете от себя что‑то про их мир.

Дальше есть много нюансов. В следующем уроке расскажу о том, почему вредно использовать одно почти ругательное слово, которое является антитезой полезного действия. Слово это — информирование.

Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать