Можно предположить, что экранные формы — изобретение компьютерной эпохи. Но на самом деле они наследуют графический язык бумажных анкет.
Скажем, на почте есть форма, которую заполняют, чтобы выписать газету:
Указываешь название газеты, на какой срок выписываешь, адрес, имя получателя и так далее. В форме много знакомых элементов: однострочные и многострочные поля ввода, обозначенные линейками, радиокнопки с пояснением «нужное подчеркнуть», квадратные чекбоксы для отметки месяцев. Особенность этого языка элементов в том, что сам их вид подсказывает, как ими пользоваться: мы без пояснения понимаем, например, что линейки означают необходимость вписать текст, а квадратные рамочки — это место, куда можно поставить галку или крестик.
Анкеты, сделанные аккуратно и с любовью, после заполнения превращаются в связный текст. Хороший бланк договора составлен так, что после его заполнения всё читается складно, все вписанные слова естественным образом оказываются в нужном падеже, для всех слов хватает места. Поэтому мы смотрим на форму как на предложение. Его части изначально пропущены, но должны быть вписаны. Работа над формой — это редактура.
Пример с почтовой формой не идеален, но если её заполнить, получится что‑то близкое к такому: «Абонемент на газету „Коммерсантъ“ на 2020 год по месяцам 1, 2, 3, 4, 5 и 6 на адрес такой‑то Бирману Илье Борисовичу».