Ещё одно важное правило, которое касается всяких вещей, где вы просите читателя подписаться, оставить свой имейл — где транзакция связана с тем, что читатель выражает активное согласие с чем‑то. Принцип такой: читатель должен чувствовать, что он контролирует ситуацию. То есть не вы его заставляете и выкручиваете руки, а он сам решил это сделать.
Тут есть классический пример. У вас есть сайт, вы на сайте читаете какую‑то важную, полезную для себя статью. Как вдруг посредине вашего чтения на вас нападают — о боже, что это! — вот такое окно:
И тут сказано: «Подпишись». Это страшно раздражает всех, и от этого очень низкая конверсия. Если у кого‑то на сайте конверсия с этой штуки 1% — это просто вау. Целый процент конверсии с этой плашки. А в чём дело? Да потому что люди в момент, когда им выбрасывается какая‑то плашка, мгновенно ищут крестик, чтобы её закрыть, потому что эта штука мешает им делать то, ради чего они на сайт пришли. Они в этом модальном окне чувствуют, что у них нет власти, что им выкручивают руки. И они ищут, как от этого закрыться, как эту штуку обойти и продолжить дальше заниматься своими делами.
У Ильи Бирмана есть лекция про модальность, про то, как разработчики мешают пользователям делать свои дела, выбрасывая на них всплывающие окна типа предупреждения об удалении файла. И люди их не читают и обходят, даже часто себе во вред, потому что эта штука выламывает, выкручивает руки пользователю.
Как‑то в «Тинькофф‑журнале» Саша Рай придумал гениальную вещь. Он решил, что нужно дать читателю право управлять этой историей. Что он сделал? Он заставил наших разработчиков внедрить подписную форму не как всплывашку, а как синюю плашку, которая встроена в текст. Она не всплывает посреди того, как ты читаешь, а встраивается прямо внутрь текста между двумя абзацами. Ты мог её спокойно скроллить вместе с текстом, не нужно было её закрывать. А для того, чтобы ею воспользоваться, ты мог сразу в ней оставить свой имейл. Какой‑нибудь там текст был, картинка — динозаврик.