В прошлой части мы выяснили, что компетентность специалиста зависит от того, насколько он хорошо делает отдельные узкие части большого дела. Например, если редактор делает пост, он должен ответить минимум на 20 вопросов, чтобы пост более‑менее зашел. Мастерство набирается с опытом, обучением, практикой. Но компетентность не равно ценность для клиента.
Ценность для клиента — это ваша способность решать проблемы клиента. Мастерство здесь играет роль, но не является определяющим. Есть некий порог, после которого повышение мастерства и ваша ценность для клиента необязательно связаны. Приведу пример:
У вас сломался кран в ванной комнате. Чтобы починить кран в том виде, в котором он сломался, не нужно быть супербольшим мастером. Но при этом нужно: приехать к вам как можно скорее, отремонтировать кран как можно быстрее, как можно чище, создав вам как можно меньше проблем.
Какой сантехник вам сейчас ценнее:
1. Тот, у которого суперсертификат по ремонту кранов?
2. Тот, который способен по внешнему виду крана определить его тип резьбы?
3. Тот, кто приедет через 5 минут и быстро починит кран?
В этой ситуации, скорее, третий вариант. Вам будет ценна быстрая реакция и быстрая работа. И нет разницы, какая квалификация у этого сантехника, главное, кран не течет.
Пример из личной жизни:
Недавно я отдал машину в ремнот. Договорился с женой, что вернусь с машиной к концу сна ребенка. Ребенок спит, жена с ним сидит, ей нужно потом уезжать. Я думаю: я приеду к 13:00 на сервис, они за полтора часа все сделают, к 15:00 уже вернусь домой.
Сижу час, два, два с половиной — у меня уже 15:30, а ребенок проснется в 16:00. Пишу жене:: «Что‑то тут какая‑то ерунда, пойду разбираться».
К 16:30 — гораздо позже, чем я хотел, — мне говорят: «Ваша машина готова». Я прихожу и говорю: «Ребята, вы что? Что вы делали все это время?» Они говорят: «У вас была старая прошивка коробки передач и неправильная настройка рулевой рейки, мы вам все это исправили. Теперь ваша машина намного лучше ездит, намного бодрее отзывается на педаль, и вам будет намного легче рулить. Это мы донастроили, накатили вам обновление».
Они говорят правду — действительно, моя машина стала ездить лучше. Но у меня ребенок уже полчаса как проснулся, жена ждет. И я говорю: «Ребята, вы не могли предупредить меня об этом? Сказать, что у вас это долго?»
То есть в этой ситуации мастер проявил компетентность, но не узнал, какую ценность в данный момент он может предложить клиенту. Мне было ценно, чтобы мне починили всё за два часа. Всё остальное я бы отремонтаировал позже.