Самое главное: формы никто не любит. Одно дело лениво кликать по ссылкам и крутить странички, а другое дело — думать, что вписать, чтобы получить нужный результат, а не нарваться на ошибку. Жизнь висит на волоске: из‑за случайной перезагрузки страницы все данные пропадут. Так что форм все стараются избегать, и их конверсия очень низка. А если человек вынужден заполнять форму, то он пытается это сделать по как можно более короткому пути, вводя в обязательные поля что попало, лишь бы поскорее отвязалась.
Поэтому первый вопрос, который нужно себе задать: как вообще обойтись без формы? Сначала кажется, что никак. Но вспомним онлайн‑заказ такси. На старых сайтах таксопарков нужно было указать когда, откуда, куда ты едешь, выбрать тип машины, оставить свой номер телефона для подтверждения заказа — это уже пять полей. Сегодня для вызова такси через «Яндекс» ничего из этого не нужно, даже «куда» в большинстве случаев программа угадывает, зная историю твоих поездок. Вряд ли кто‑то воспринимает вызов такси как заполнение формы. А в приложении «Убера» для часов вообще одна кнопка «Вызвать такси».
В большинстве случаев совсем без формы не получится, но каждое поле нужно подвергнуть сомнению: точно ли оно нужно? В этом смысле необязательные поля — довольно странная вещь. По идее любое поле в форме должно быть обязательным, иначе зачем его вообще ставить? Конечно, возможны исключения, но с таких рассуждений можно начать.
Важно произвести хорошее первое впечатление, чтобы форма не показалась слишком сложной. Это зависит не только от реального числа полей или длины формы, но и от того, как форма выглядит. Хорошая вёрстка формы вызывает доверие.
Сравните эти две формы из интерфейса флюорографического комплекса «ПроСкан»: