Школа несовершенна. Личное обращение Артёма Горбунова о недостатках школы и её улучшениях — сертификатах о неоконченном обучении, обратной связи на второй ступени и темах проектов на третьей ступени

13 октября 2025

Артём Горбунов

Арт‑директор бюро, ректор Школы бюро, соавтор «Советов»

Школы бюро

Из всех проектов бюро школа сильнее всех влияет на жизнь других людей. Выпускники школы радикально меняют профессию, стартуют карьеры в крупных компаниях, руководят отделами, нанимают других выпускников. Рейтинги показали, что наши бывшие студенты зарабатывают больше выпускников других школ.

Но школа несовершенна, в ней полно проблем и недостатков.

Студенты рассказывают нам, чего им не хватает в теории, практике и обратной связи. Они хотят и требуют от нас большего — и заставляют меняться.

В 2024 году глобально обновилась теория первой ступени. Сегодня я расскажу, что мы сделали и планируем сделать, чтобы ещё улучшить школу. Хочу поговорить об изменениях в правилах школы, в формате обратной связи на второй ступени, в проектах на третьей ступени.

Сертификаты больше не сгорают

Почему сертификаты сгорали. Школа — продукт с единой программой. На первой ступени — работа с теорией. На второй ступени — практика отдельных навыков. Третья ступень — самая важная в школе — работа с арт‑директорами над проектами.

Я хочу, чтобы к нам приходили студенты с целью закончить школу, и не хочу поощрять «сходить поучиться на первую». Да, в школе жёсткий отсев, и нормально, если не получилось с первого раза. Всегда есть шанс попробовать снова.

Чтобы выразить своё отношение, я когда‑то ввёл правило сгорания сертификатов. После каждой ступени студент получал промежуточный электронный сертификат с оценками, а в конце обучения — диплом. Но если он сам отказывался от продолжения обучения, все предыдущие сертификаты школы сгорали.

Почему больше не сгорают. Мои ожидания от студентов не изменились. Но я понял, что само правило было ошибкой.

Правило‑наказание было задумано как прививка от тех, кого мы не хотим видеть в школе. Но оно же отталкивало осознанных студентов, которые уже учились и хотели принять решение сами, не из‑под палки. А выпускников школы ценят именно за самостоятельность.

Сегодня мы исправляем эту ошибку.

Теперь если студент по любой причине заканчивает обучение до получения диплома, он получит сертификат с оценками за полностью пройденные ступени. Правда, документ будет называться «сертификат о неоконченном обучении в школе» (и выглядеть не так нарядно, как диплом).

Но это ещё не всё. Сегодня сертификаты о неоконченном обучении получили все студенты, у которых сертификаты сгорели раньше. Ищите на своей странице в Бюросфере, а вскоре — и на Бирже Главреда!

Те, кто раньше отказался от перехода на следующую ступень, могут снова попробовать закончить школу — но придётся заново пройти последнюю законченную ступень.

Повторные попытки обучения в два раза дешевле и с дополнительными баллами КПД

Мы поощряем студентов, которые поставили себе цель закончить школу. Начиная с сегодняшнего дня повторные попытки прохождения ступени будут стоить в два раза дешевле. Начать можно с той же ступени, с которой вы ушли из школы.

Баллы КПД за окончание ступени будут увеличиваться на 50% за каждую дополнительную попытку прохождения этой ступени.

Например

Студент поступил на первую ступень, но не выполнил курсовую работу и не получил сертификат. Затем поступил снова и закончил ступень. В этот момент он получит не 400, а 400+200=600 баллов за дополнительную попытку.

И ещё

Тот же целеустремлённый студент перешёл на вторую ступень, но тяжело заболел и ушёл в академ. Через полгода вернулся и стартовал вторую ступень снова, но не смог закончить. Вернулся ещё через год — наконец успешно закончил. За окончание второй ступени с третьей попытки он теперь получит не 500, а 500+250+250=1000 баллов КПД.

Чтобы пройти ступень повторно по сниженной стоимости, просто напишите в школу: school@bureau.ru

Живая обратная связь на второй ступени

Почему важна вторая ступень. Невозможно прочитать лекцию и стать хорошим дизайнером, редактором или менеджером. Невозможно получить навык без практики.

Задача второй ступени — развитие отдельных навыков. Тягание гантели не имеет практической пользы в жизни, но развивает конкретную мышцу. Так и студенты на стандартных упражнениях осваивают принципы и прокачивают приёмы вёрстки, редактуры, интерфейсов и переговоров под контролем преподавателей, не отвлекаясь на сотни факторов реальных проектов (для этого третья ступень).

В «конвейерных» учебных заведениях обратную связь дают не авторы теории, а кураторы. Так получается учить больше студентов. Но мы пока держимся — наша школа единственная, где работы всех студентов комментируют специалисты такого уровня.

Как изменится обратная связь. Раньше преподаватели давали обратную связь в формате письменных комментариев. Студентам они не всегда были понятны.

Теперь обратная связь поменяет формат. На каждой неделе после сдачи будут проходить живые вебинары. Бирман, Ильяхов, Нозик, Товеровский, Синельников, я сам и другие мои коллеги уделим студентам личное внимание, разберём работы, направим и ответим на вопросы. Будете пилить до результата с нашим участием :‑)

Секретные проекты на третьей ступени

Почему третья ступень — самая важная. Суть школы — в третьей ступени. Только теория ничего не даёт, только практика ничего не даёт. А третья ступень учит студента, как преодолеть сопротивление реальности и сделать что‑то настоящее. Школа создана ради дипломного проекта, просто мы не можем дать его студентам сразу.

Некоторым студентам кажется, что опыт проектов можно получить и на работе. Но если вы работаете в корпорации, вам редко выпадет возможность от начала до конца придумать, сдизайнить и разработать продукт, решить, как его продавать, запустить и привлечь пользователей. Этот опыт мы считаем ключевым для выпускника бюро, чем бы он ни занимался в будущем.

Где взять интересные проекты. Идеально, если студент пришёл на третью ступень со своей идеей. Но теперь появится выбор. Арт‑директоры предложат студентам свои идеи проектов. Например, работая с Ильяховым, студенты смогут поучаствовать в проекте из экосистемы «Главреда» и «Пиши, сокращай», с Нозиком — решить реальные задачи клиентов бюро, с Бирманом — стать частью проектов по навигации или интерфейсу, с Товеровским — вписаться в министартап, с Синельниковым — поработать над продуктами с ИИ. Самые интересные проекты в области медии поможет издать новый партнёр школы — цифровое издательство «Редактозавр».


Школа несовершенна, и мне не всё равно. Преподаватели тоже передают, что им не всё равно! Желаю студентам успехов в ближайшем учебном году, а вы пожелайте успехов нам :‑)

Поступить или подарить обучение на первой ступени

Отправить
Поделиться
Запинить