RU |
17 января 1912 года после упорной борьбы с силами природы экспедиция Роберта Фалькона Скотта достигла Южного полюса Земли и обнаружила, что опоздала. За 34 дня до британцев на полюсе побывала норвежская экспедиция Руаля Амундсена. На обратном пути Скотт и его товарищи погибли от холода, голода и физического изнеможения, не дойдя до продовольственного склада 18 километров. Скотт проиграл и заплатил за это своей жизнью и жизнью товарищей, потому что его экспедиция была плохо организована, её моральный дух был слаб, а сам Скотт был слишком самонадеян. В бюро сравнили экспедиции Амундсена и Скотта, чтобы будущие поколения извлекли урок из этой истории. |
|
«
Чтобы перевезти груз по льду с Мотосани опустили через борт на примыкающую к кораблю льдину. Скотт вышел на берег, оставив Кэмпбелла руководить процессом. Вскоре после этого лёд у корабля начал ломаться. 〈...〉 Люди не прошли и ста метров, как лёд под ними треснул. Сани проломили его и мгновенно ушли на глубину, едва не утащив с собой нескольких человек. Спасти их было невозможно. Современные моторные сани, гордость экспедиции, безмолвным предзнаменованием опустились вглубь на сто морских саженей — и нашли свою могилу на дне пролива Макмёрдо. » «
Амундсен проработал план высадки в мельчайших деталях. Каждый человек хорошо понимал и план в целом, и своё место в общей картине. Норвежцы знали, что им нужно подготовить базу до конца апреля, запасти тюленье мясо для зимовки, а затем совершить три путешествия и организовать промежуточные склады на отрезке пути до |
Развёртка по времениОбычно маршруты экспедиций Амундсена и Скотта изображают линиями на географической карте. Такой подход наглядно демонстрирует местоположение партий: маршрут Амундсена был восточнее, а база |
Каждую точку пути путешественники проходили дважды — на пути к полюсу и обратно. На одном и том же отрезке пути туда и обратно экспедиции двигались с разной скоростью — в зависимости от погоды и физического состояния членов команды. Недостаток визуализации маршрутов линиями на карте в том, что пути к полюсу и обратно сливаются в одну линию. Скорость движения партий при этом сравнить невозможно. Мы развернули обратный путь каждой экспедиции и выстроили его в одну линию с дорогой к полюсу. Получили развёрнутые во времени маршруты каждой партии — от лагеря до полюса, который обозначен флажком, — и обратно: |
«
Отправляясь из точки 82° южной широты, Амундсен вёз с собой запас провизии на сто дней, её должно было хватить до 6 февраля 1912 года. В соответствии с его графиком и с учётом достигнутой к этому моменту производительности он планировал
вернуться во Фрамхейм к 31 января. Это означало, что даже в случае такой маловероятной ситуации, как неспособность найти
все заложенные ранее промежуточные склады, он всё равно смог бы добраться до полюса, вернуться во Фрамхейм, повернуть
назад и проехать ещё сто миль к югу, прежде чем закончатся продукты. Керосина вообще было в По сравнению с ним у Скотта не было нужного запаса продуктов и топлива, к тому же он совсем не учитывал вероятность плохой погоды. Простые цифры — явное тому свидетельство. У Амундсена на момент старта хранилось три тонны запасов на промежуточных складах, у Скотта — лишь одна. » |
ВысотыОбе партии шли схожими маршрутами: сначала по Шельфовому леднику Росса, затем через Трансантарктические горы и далее по полярному плато до полюса. Скотт хорошо знал маршрут — он придерживался пути предшественника — Эрнеста Шеклтона, который в 1909 году достиг отметки 88° 23′ ю. ш. и не дошёл до полюса 180 км. Подъём на плато по известному леднику Бирдмора не вызвал у Скотта больших проблем. |
Амундсен и его спутники не знали, что их ждёт в пути — они были первооткрывателями. При подъёме на плато они
столкнулись с крутыми склонами и полями расщелин на леднике Акселя Хейберга. |
«
Из дневника Амундсена: Скотт измучил своих людей на подъёме, не думая о том, что силы понадобятся им для возвращения. В любом случае своим отношением к людям как к тягловой силе он наглядно проиллюстрировал слова Нансена о том, что |
Широты и скорость движенияЧерез каждый градус широты до и после полюса проходят изолинии. В реальности расстояние между градусами равно 111,12 километрам, но в развёртке по времени градусы широты расставлены в соответствии со скоростью: |
Расстояние между изолиниями показывает скорость движения экспедиции. Чем расстояние меньше, тем быстрее шла партия на этом отрезке, чем длиннее — тем дольше. Например, норвежцы быстрее добирались до полюса от 88° широты — на схеме этот участок маршрута норвежцев короче, чем у британцев. Британцы медленнее подходили к полюсу, но быстрее повернули назад — на схеме расстояние от полюса до 88° широты у Скотта меньше, чем у Амундсена. Если замкнуть широты области полюса, то получатся своеобразные |
|
«
5 декабря Скотта остановил буран у подножия ледника Бирдмора. Но Скотт, в отличие от Амундсена, не имел запаса прочности. Он постоянно говорил: |
ДеталиИконки диаграммы повторяют внешний вид реальных кораблей и мест: |
Шхуна Фрам
Команда — 19 человек
Длина — 38,4 м Ширина — 10,6 м Водоизмещение — 440 т Двигатель — дизель, обслуживался одним человеком |
Барк Терра Нова
Команда — 65 человек
Длина — 57 м Ширина — 9,4 м Водоизмещение — 747 т Двигатель — паровой на угле, обслуживали два-три кочегара |
База Фрамхейм
«Фрамхейм напоминал настоящую деревеньку, выросшую в снегах. 14 военных палаток — на 16 человек каждая — были установлены вокруг дома, для хранения запасов и размещения собак. Во Фрамхейме все жили одной командой в атмосфере не то горной хижины, не то парусника, плывущего в открытом море,— это было нечто среднее».
|
Британский лагерь
«Мыс Эванс казался гибридом военного корабля и университетской
комнаты отдыха. Дом разделили пополам стеллажом из ящиков. С одной стороны жили офицеры, учёные и джентельмены
|
«Двадцать флажков устанавливали на расстоянии полумили
один от другого, по десять с каждой стороны от склада,
создавая таким образом маркировку в десять миль шириной.
Этого было достаточно, чтобы не пропустить склад, несмотря
на любую возможную ошибку инструментов, так что даже
в плохую погоду шансы не заметить флажок были минимальны.
Каждый из флажков был пронумерован, что позволяло оценить
направление к складу и расстояние до него».
|
Склады британцев
«Поиск каждого склада оборачивался настоящим стрессом, потому что у них не было такой изобретательной системы поперечных линий из флажков, как у Амундсена. А единственного имевшегося флага часто было недостаточно. Пирамиды — слишком низкие и плохо построенные — не давали возможности для эффективной навигации».
|
Собаки
Из дневника Амундсена:
«11 февраля: Собаки тянут великолепно, Барьер для передвижения идеален. Не могу понять, что англичане имеют в виду, когда говорят, что здесь нельзя использовать собак. 15 февраля: Отличная производительность у наших собак: 40 географических миль пройдены вчера, из которых 10 — с тяжелым грузом, и 50 миль сегодня — думаю, пони с ними на Барьере не сравнятся». |
Пони
«Довольно быстро Скотт начал понимать все недостатки пони при работе в Антарктике: они проламывали морской лёд и по самое брюхо тонули в сугробах. В отличие от них, собаки демонстрировали обидное превосходство в самых разных условиях. Бодрые хаски с энтузиазмом тащили полностью загруженные сани по гладкому морскому льду, преследуя кита, который был виден сквозь ледяную толщу, а потом снова резвыми скачками — миля за милей — неслись по мелкому, нанесённому ветром снегу и ломкому насту».
|
«
Постепенно пятнышко превратилось во Из дневника Скотта: Другими словами, Скотт надеялся хоть на |
Не впритыкИстория Амундсена и Скотта учит никогда не планировать впритык. Разница в планировании экспедиций: |
См. совет о принципе «не впритык» |
Необязательно быть полярником, чтобы следовать этому правилу. Планирование впритык создаёт проблемы в жизни и управлении проектами. Если планируете поездку на дачу на пять дней — разумно взять с собой шесть или семь пар носков. Вдруг промочите ноги? Если бензина хватает до дачи и обратно — заправьте полный бак. Вдруг лопнет колесо и вам придётся несколько часов ждать эвакуатора в двадцатиградусный мороз? Если вы менеджер, начиная работу с новым дизайнером, держите в голове замену. Вдруг через два дня после старта новичок испугается количества замечаний и уволится? Если вы дизайнер, помните, что Если вы разработчик, включайте в план разработки несколько дней на тестирование и исправление ошибок. Вдруг обнаружится, что вёрстка неправильно отображается в некоторых браузерах? Планирование впритык — это идеализм, расчёт на лучший из возможных вариантов развития событий. Это безответственные обещания клиенту. Наивность всегда наказывается страданиями, расходами, лишениями и конфликтами. |
«
Скотту пришлось бы ответить за всех потерянных людей. Шеклтон стал бы тем, кто смеётся последним. Этого Скотт вынести не мог. Лучше было принести жертвоприношение в палатке. Так он мог попытаться превратить своё поражение в победу. Он убедил Уилсона и Боуэрса остаться с ним и ждать конца, хотя инстинкт людей, оказавшихся в таком положении, требовал от них продолжать движение, даже замёрзнуть в снегу — но попытаться спастись. По меньшей мере девять дней они лежали в своих спальных мешках. Потом закончились последние продукты и топливо — и они умерли. 〈...〉 Когда в прессе появились первые сообщения Амундсена и Скотта, одна из норвежских
газет заметила, что Амундсен... представляет всё так, словно это было сравнительно
простым делом, Это был меткий комментарий. Скотт хотел быть героем, Амундсен — просто попасть на полюс. Скотт с его жаждой самолюбования играл на публику, Амундсен думал в первую очередь о работе, которую нужно было сделать, а не о читателях. » |
Источники и литератураИнформация о ключевых высотах, температурах, складах, собаках и пони приведена из дневников Амундсена и Скотта. Участки рельефа, высоты которых не указаны в дневниках, построены на основе данных приложения Цитаты на странице, если не указано иного, приведены из книги Роланда Хантфорда На диаграмме использован шрифт «Вольтер».
|
Ведро |