Изначально клиент предполагал построить приложение на базе другого своего приложения с похожей функциональностью. По задумке, чтобы упростить разработку, нужно взять существующую структуру и заскиновать её с минимальными изменениями логики работы:
Главный экран с рубрикатором категорий
Экран категории со списком всех входящих в неё услуг
Заказ
Описание услуги
Визард с уточняющими вопросами
Оформление заказа
Статус заказа и отзыв
Ещё на этапе согласования задачи договариваемся с клиентом, что на главном экране покажем примеры услуг, а в отслеживании статуса заказа добавятся дополнительные статусы и таймер работы мастера.
Ещё у клиента уже есть готовая база услуг, которую тоже хорошо бы использовать.
К моменту начала работы над приложением уже утверждено общее визуальное решение фирменного стиля. Проектируем задуманные экраны и примеряем на них утверждённый стиль:
Осознаём, что выбранная структура каталога не годится: открываешь категорию «Сантехника» и на тебя смотрят десятки однообразных услуг, из которых каким‑то образом надо выбрать нужную. Но как? Не читать же их все? А ведь со временем услуг станет ещё больше.
Дополнительный хаос вносят нечеловеческие названия услуг типа «Демонтаж сантехники» и «Подключение электроники к водосети». Как обычному человеку понять, что туда входит?
Принимаем внутрибюрошное решение изменить структуру каталога и отредактировать названия услуг.
Тут должна быть фотография, как мы придумывали структуру приложения, глядя на белую доску с наклееными на неё цветными стикерами и стрелочками, нарисованными маркером. Но мы справились без доски.
Придумываем ввести дополнительное разделение услуг по понятным обычному человеку объектам и сразу же пишем нормальные названия:
Сантехника
Демонтаж сантехники
Демонтаж биде
Демонтаж душевой кабинки
Герметизация швов ванны
Герметизация ванны силиконом
Монтаж сантехнического оборудования
Обвязка ванны
Установка смесителя
Замена смесителя
Устранение засоров
Установка аксессуаров
…
Сантехника
Унитаз
Установить напольный унитаз
Установить подвесной унитаз
Демонтировать унитаз
Починить запорную арматуру бачка
Смеситель
Установить смеситель
Починить смеситель
Заменить смеситель
Ванна
Установить чугунную ванну
…
Заодно придумываем разделить услуги не только по категориям типа «Сантехника», «Электрика» и «Мебель», «Двери», но и по комнатам: ванной, кухне, прихожей, гостиной и так далее — некоторые люди мыслят не категориями, а комнатами, в которых что‑то нужно сделать. В некоторых категориях объекты и услуги будут дублироваться, но это не страшно.
Диван
ТВ
Стенка, сервант
Освещение
…
Холодильник
Плита
Вытяжка
Посудомойка
…
Унитаз
Раковина
Ванна
Стиральная машина
…
Входная дверь
Шкаф
Полки
Тумбочка
…
Наконец, арт‑директор подсказывает, что мы собрали приложение из целиком придуманных нестандартных элементов, к которым владельцы айфонов не привыкли. Лучше брать по максимуму системные элементы, которые люди узнают. Решаем кастомизировать внешний вид приложения по минимуму, например только главный экран, а для навигации и вспомогательных экранов использовать стандартные пункты списков, чекбоксы, кнопки и так далее.
Перерисовываем:
Показываем макеты клиенту и рассказываем, почему решили изменить структуру каталога. Совместно с клиентом и его разработчиками оцениваем, насколько сложно и долго будет изменить ради этого архитектуру сервиса. Разработчики дают добро, а клиент утверждает дизайн.
Одновременно собираем по просьбе клиента кликабельный прототип, чтобы протестировать поведение пользователей
Принимаемся за оставшиеся вспомогательные экраны:
Одновременно собираем по просьбе клиента кликабельный прототип, чтобы протестировать поведение пользователей
Показываем и утверждаем у клиента вместе с мелкими правками по первым экранам.
Клиент просит придумать, как заказать в приложении сразу несколько услуг за один раз. Придумываем: раз у нас можно заказывать услуги по ремонту как в магазине, то почему бы не быть и корзине? Набираешь в неё установку унитаза, подвеску люстры и сборку шкафа и оформляешь как в интернет‑магазине. Вместе с корзиной нужна и история заказов. Так появляется нижний таб‑бар:
Тем временем уже вовсю идёт разработка. Как обычно, применяем дизайнерское управление разработкой: сами передаём разработчикам макеты, утверждаем спецификацию, смотрим вёрстку, пишем замечания, принимаем исправления. Фрагменты рабочей переписки в телеграме:
Ближе к дедлайну вместе с разработчиками понимаем, что не успеем реализовать всё, что нарисовано в макетах. Анализируем задачи и предлагаем в первой итерации отказаться от таймера работы мастера, корзины, истории заказов и красивых спецэффектов на экране завершения работы. Отзывы тоже решено сделать попроще.
За неделю или две до пуска готовим описание и скриншоты приложения для Апстора:
В назначенный день приложение уходит на проверку в Апстор.
✸✸✸
Задачи: начать принимать оплату банковскими картами, лучше объяснить состав работ у выбранной услуги, мотивировать пользователей включить пуш‑уведомления. А ещё по результатам тестирования и использования приложения стало понятно, что большое количество плиток на главном экране сбивает пользователей с толку, и они начинают думать, что эти плитки — это всё, что умеют делать Руки.
Рисуем макеты экранов для оплаты картой, подробное описание услуги и пошаговый онбординг, в конце которого призываем включить пуши:
На главном экране решаем радикально уменьшить количество цветных плиток и вывести категории в виде списка:
Новый главный экран показал результаты лучше, чем старый.
В дальнейшем делаем миллион улучшений в дизайне приложения и помогаем разработчикам внедрить те фичи, которые пофлексили в начале.