Первый забег, для которого мы делаем схемы — Московский полумарафон. На основе него потом будем делать систему. Начинаем со схемы стартового городка.
Первый эскиз:
Добавляем разные здания, дорожки, эстакады. Рисуем пути прохода от метро к стартовому городку:
Добавляем остановки общественного транспорта и парковку. Подписи зданий делаем заметными. Возникает мысль отказаться от обозначения стартовых кластеров буквами ABC и обозначать их по предполагаемой длительности забега. Примеряем спутниковый снимок «Лужников»:
Ищем цвета и размеры. Оказывается, парковок не будет. Всё‑таки крупные подписи зданий слишком отвлекают от стартового городка и пользы от них особой нет, потому что в жизни они всё равно не подписаны — это просто какие‑то строения:
Поворачиваем схему севером наверх. Узнаём, что общественного транспорта не будет и добавляем про это информацию. Отказываемся от обозначения стартовых кластеров по времени, т. к. бегуны их ищут по буквам — те же буквы стоят в их стартовых номерах:
Рисуем стартовый городок коротких забегов слева‑снизу от Лужников. Сами «Лужники» пытаемся изобразить мультяшно. Верстаем текстовый блок в две колонки:
Делаем реку шире, успокаиваем надписи, добавляем нужных деталей:
Из любопытства пробуем другую расцветку:
Нам же предстоит делать ночной забег — кажется, надо будет его делать на тёмном фоне.
Уменьшаем формат — было слишком много свободного места. Экспериментируем с оформлением стартовых кластеров и строений городка. Ищем, как лучше подписать время стартов. Запускаем в речке кораблик:
Пробуем усилить ощущение скорости цветными курсивными цифрами:
Непонятно. Скорее похоже на мотогонки. А если чёрным? Ещё пробуем кластеры покрасить по‑другому.
Ищем оформление заголовка. Меняем цвет стартового городка. Ищем, как сверстать время стартов:
Пробуем «белую» расцветку:
Ясно, что это может выглядеть приятно, если подобрать хорошо толщины линий и прочее, но пока некогда — нужно сделать «железобетонную» карту для полумарафона.
Играем с огнём:
Заменяем кораблик более красивым, пробуем курсивный заголовок, вылетаем птичку:
Клиент решил, что лучше без кораблика и птички :‑)
Пробуем сделать строения городка объёмными:
Начинаем делать схему выставки и получения номера. Заодно перерисовываем «Лужники» в более графичном стиле. Заимствуем вёрстку информационных блоков со схемы стартового городка:
С последней вёрсткой возникает проблема: снизу получился ряд из четырёх элементов, при этом три из них — это просто часть формата, не привязанная к карте, а четвёртый — обозначение метро на карте. Но выглядят‑то они одинаково.
Во время получения номеров проходит спортивная выставка. Добавляем схему выставки в виде врезки слева снизу:
Сначала кажется, что на схеме финиша надо показать просто сам финиш:
Потом выяснится, что нужно показывать пути обратно к метро, поэтому формат будет такой же, как у схемы старта.
Решаем показывать финиши всех забегов на единой схеме уже сложившегося формата, как это было сделано на схеме старта. Ту сторону, с которой прибегают финиширующие, показываем длинной красной стрелкой из‑за горизонта. Пробуем проволочный 3Д‑шатёр:
Продолжаем разбираться с выставкой. Пробуем более насыщенную расцветку:
Пока фиг поймёшь, как всех участников разместить. Но может это и не так важно — человек сориентируется на месте.
Балуемся с расцветками:
Ещё разок пробуем белую версию:
Пора начинать карту забега. У нас четыре дистанции, и самая загадка — как разместить их все на карте:
Придумываем здоровенные стрелки, чтобы издалека читалось, что это не финиш, а разворот:
3, 5 и 10 км проходят почти в одном месте — старты в разное время. И если их рисовать вот так рядом, то ничего не понятно.
Вот как показывают границы на картах. Линия тонкая, но благодаря шлейфу видно издалека:
Пытаемся как‑то так же выделить маршруты, получается размазня:
Зато придумали выделять разными цветами пути туда и обратно.
Серёга Чикин в это время показывает, куда засунуть маленькие стрелки:
Без градиента шлейфы лучше, но всё равно грязные:
Решаем показывать маршруты 3 и 5 км отдельной картой:
Когда на главной схеме только 10 и 21, то они друг другу не мешают:
10 км нужно рисовать синим, потому что такой же цвет у номеров. Но маршрут проходит рядом с рекой, и поэтому его почти не видно. Вернёмся к этому попозже.
Ещё раз везде меняем цвета:
Отказываемся от трёхмерной схемы выставки. Рисуем схему такой «карточкой».
Пытаемся подписать всё без номеров павильонов и подобных бесчеловечных элементов, но получается сложновато. «Карточка» уже закрыла собой стадион и вот‑вот налезет на метро справа.
Дополнительно делаем схему с выставкой, стоящей под прямым углом. Заодно по совету А. Г. скругляем правые края у паспорта:
С одной стороны, схема выставки теперь ориентирована не так, как остальная карта. И не нравится, что формат не такой, как у схем старта и финиша. С другой, когда ты уже зашёл в шатёр, севера для тебя не существует. Вроде так понятнее.
Чтобы синий маршрут хорошо читался, на карте забегов делаем реку белой:
Оказывается, так ещё и выглядит лучше.
Пробуем покрасить достопримечательности в весёлый фиолетовый цвет:
Останавливаемся на более спокойном синем:
Делаем «Лужники» такими же для единства стиля:
Дополнительно перекрашиваем схему выставки в синеватый цвет, чтобы подружить со стадионом. Весь черный текст и линии подкрашиваем синим, чтобы тоже подружить. А паспорт делаем красным:
Так как всё‑таки ставить выставку — горизонтально или под углом, как раньше? Есть свои плюсы и там и там, но побеждает горизонтальный вариант: клиенту будет легче поддерживать схему в будущем.
Делаем перевод на английский язык. Сначала казалось, что там нужно просто поменять текст. Но вовремя заметили, что русский паспорт тут не в тему, и поменяли на нерусский:
Нужны два набора иконок: сервисные пиктограммы и достопримечательности.
Пилим их параллельно, но расскажу, начиная с сервисных. В отличие от достопримечательностей, сервисные пиктограммы не подписаны, а значит должны распаковываться без слов. Простые метафоры:
Надо всё выравнить по визуальному весу. Делаю вилку‑нож приземистей, утяжеляю вешалку, а мальчика‑девочку наоборот облегчаю за счет перегородки. Фрукты обозначаем бананом. Он вкусней и визуально легче.
ОК. Ещё нужна вода и медальки для победителей.
Хотим на старт добавить бегуна. Изучаю динамику бегущего человека. Смотрю, как бывает у других, делаю первые наброски:
Оказалось, что бегун не нужен. Ну и ладно. Из сложного еще есть эстафетная палочка. Изучаю анатомию:
Массаж:
А. Г. комментирует первые две иконки: «До массажа и после».
Сет собрался:
Теперь достопримечательности. Решаем делать их ажурными линиями. Сразу примеряем на карту:
Чатик по ходу:
Со стилем определились. Иду изучать здания. Стараюсь найти фронтальные фотографии, чтобы сразу по ним отрисовать. Получается не всегда:
Бо́льшая часть достопримечательностей готова. Но мне не дает покоя высотка на Котельнической:
Для полумарафона мы сделали пять карт на двух картографических подложках: детальная территория Лужников для карт старта, финиша и получения номера и карта Москвы для дистанций. Пришло время делать гайдлайны для всех шести забегов.
Смысл гайдлайнов для клиента в том, что было достаточно легко собрать карты новых забегов, если что‑то изменится. Значит, мы‑то сами уж точно должны уметь быстро собрать из наших запчастей любые карты. Решаем, что вместе с гайдланами отдадим все карты сезона 2017 года. Для этого берём разные другие забеги и смотрим, как их изобразить средствами, придуманными для полумарафона.
Смотрим, что получится, если нарисовать маршрут сентябрьского марафона:
В прошлом году стартовые кластеры марафона и десятки располагались друг за другом — пытаемся это изобразить:
А вот есть забег «Апрель», 5 км. Его маршрут выходит за территорию нашей детальной подложки Лужников, поэтому сначала рисуем на подложке Москвы. Получается скучновато:
При этом, стартовым кластерам тесно даже на подложке Лужников:
Возникает мысль, что для маленьких забегов можно вообще всё разместить на одной карте. Для этого расширяем детальную подложку, а схему кластеров показываем на увеличенном прямоугольнике территории стартового городка:
Это несколько взрывает мозг. Но мы пока в фазе экспериментов. Ещё эксперимент — показывать отдельную схему самого стартового городка:
Пробуем белую подложку Москвы:
Добрались до ночного забега и рисуем его на тёмном фоне:
Перекрашиваем подложку Москвы:
Болотные цвета надо будет починить.
Раз на светлой карте белая река смотрится хорошо, может, на тёмной чёрная будет норм?
Получилась нефть, анду.
Красочный — ещё один пятикилометровый забег. Маршрут — как у «Апреля». На каждом километре участников обсыпают краской очередного цвета — пытаемся это обозначить:
Ищем форму для красочных пятен:
Финишный флаг пытаемся покрасить так, как выглядят бегуны на финише. Получается не очень:
Чтобы не заблудиться в схемах начинаем собирать «матрицу» — картинку со всеми схемами сезона, сгруппированными по забегу:
Нам всё не даёт покоя, что маршруты слишком плохо видно, а со шлейфами становится грязно. Дошло! Вдвое утолщаем линии маршрутов на всех картах — пофиг, что они вылезут за улицы или даже в реку, зато видно хорошо:
Думали, успеем нарисовать высотный профиль марафону:
Не успели.
Есть место, где часть маршрута проходит над мостом, а другая — под, и при этом тут есть туалеты и еда и над, и под мостом. Для таких случаев придумываем выносные линии:
Возвращаемся к «скину» с проволочными элементами на белом фоне. Для Красочного забега просится его добить, чтобы краска сильнее выделялась. С каждой итерацией подложка становится всё приятнее:
Есть свой кайф в том, чтобы фигануть синющую реку:
Но она побеждает маршрут. Пробуем градиентиком:
В итоге передаём градиент частотой линий, причём ещё и гнём эти линии, чтобы получилась водичка:
Рисуем «зум» стартовых кластеров в кружке:
Ищем варианты изображения флага:
Подкручиваем цвета в ночных схемах:
Находим форму стартовых кластеров на случай, когда один кластер стоит впереди других:
А. Г. предлагает ставить на схемы конские заголовки в свободный угол:
Рисуем стрелку, указывающую направление финиширующих:
Пора наводить порядок в том, что получилось:
Нужно огранизовать всё так, чтобы клиенту было понятно, что в каком файле лежит и как этим пользоваться.
Раскладываем по папочкам:
Сначала казалось, что нужна ещё папка с иконками и зданиями, но потом стало ясно, что этим будет неудобно пользоваться. Намного практичнее положить полный набор иконок в каждый файл за пределами холста, сразу в нужном размере, чтобы просто взять и подвинуть куда нужно:
Доводим до ума «матрицу» и подписываем у каждой карты, в каком файле она лежит:
Открываем Гугль‑док писать документацию по всему, что сделано. Наводим порядок в слоях во всех файлах, систематизируем названия, переводим всё на английский, исправляем миллион ошибок.
...
Готово.