Школа
Интерфейс

Шесть тезисов об идеальной электронной книге

Артём, я тут сформулировал ряд соображений об удобстве работы с электронным текстом. Буду благодарен за комментарии к ним.

Шесть тезисов об идеальной электронной книге

Идеал книги как формата кроется в удобстве её чтения. Под чтением я понимаю не только и не столько процесс сканирования знаков глазами, сколько активную работу с текстом. Именно о средствах работы с текстом и идёт речь, когда мы обсуждаем удобство любого формата книги.

Почему так удобна классическая бумажная книга? Потому что с ней можно обращаться как с физическим объектом, что позволяет совершать большое количество понятных и очевидных операций. Например, её можно положить на видное место, чтобы не забыть. В ней можно делать пометки. В ней удобно ориентироваться. Легко заложить место, на котором ты остановился, можно сделать любое количество закладок для любых целей. Работа с ней хорошо запоминается, потому что в процессе этой работы участвуют не только глаза, но и руки, а также ориентация в пространстве — мы помним, как книга выглядела, сколько весила, где лежала, легко ли перелистывать страницы и т. п. Чем бумажная книга неудобна? Сложностью переноса результатов работы с ней в электронную среду(пока электронной среды не было, и сложностей таких практически не возникало): отсутствием поиска, копипаста, шейринга, доступа из любой точки пространства‑времени.

Любопытно, что когда Гутенберг изобрёл свой печатный станок, первое время книги, которые на нём печатались, выглядели точно так же, как рукописные. Была изобретена новая технология, но формат воспроизводился старый. Только позже был изобретён наборный текст с отдельными литерами, и вообще технология была осмыслена по‑новому.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что электронные средства хранения и передачи информации воспроизводят на новой технологии совершенно тот же самый, старый формат книги, не задумываясь о том, что в электронной среде удобство чтения книги могло бы состоять совсем в ином.

Ниже я привожу несколько тезисов об идеальном устройстве электронной книги, основываясь на собственном опыте работы с различными форматами книг:

  1. Электронная книга должна быть доступна в вебе в ХТМЛ‑формате. Только это позволит обеспечить максимально возможный доступ к ней из любых мест и с любых устройств. Любые другие форматы заведомо снижают удобство работы с книгой, потому что снижают её доступность.

  2. Электронная книга должна иметь воспринимаемый человеком урл, находиться целиком на одной странице и содержать свое название (то, что её идентифицирует в мире книг — обычно автор+название) в тайтле страницы. Это связано с удобством поиска книги в сети и оперирования с ней как с самостоятельным объектом. Единицей операторики в сети является урл, следовательно, книга должна совпадать с урлом, чтобы на неё можно было кинуть ссылку, положить в закладки или найти через поисковик.

  3. Электронная книга должна быть опубликована чёрным шрифтом на белом фоне, и не должна содержать на странице никаких элементов, не относящихся к книге. Исключением могут являться только навигационные шапка и подвал (но и их следуется стараться уменьшить или избежать вовсе). Ни в коем случае никакой навигации или посторонних объектов по ходу текста или по сторонам от него. Ничто не должно отвлекать внимания читателя от самого текста. Ничто.

  4. Электронная книга должна быть оформлена и размечена в соответствии с правилами типографики в вебе (для примера — версия Тёмы Лебедева от 2000 года, очевидно, далеко не полная). При распечатке книги она должна выглядеть так же, как на экране (страницы и контекстная информация — название, урл, дата — проставляются средствами браузера).

  5. Электронная книга должна предоставлять читателю персональные инструменты обращения с собой, такие как:

    • возможность дать ссылку на конкретный абзац текста (пример);

    • возможность поставить закладку в произвольном месте текста;

    • возможность выделить/пометить некоторый произвольный кусок текста (например, в качестве цитаты);

    • возможность оставить комментарий к произвольному месту в тексте (наиболее близким к этому функционалу на сегодняшний день являются поабзацные комментарии, как на drive.ru или translated.by);

    • возможность поставить ссылку на другую страницу в интернете с произвольного куска текста.

    Все эти функции аналогичны чтению обычной бумажной книги с карандашом, но только с учётом особенностей электронной среды.

  6. Электронная книга должна предоставлять возможность коллективного или публичного чтения книги, то есть возможность сделать весь набор инструментов из предыдущего пункта доступным группе читателей или вообще любому читателю. Интернет — в первую очередь коммуникационная среда, книги здесь можно и нужно читать как коллективно, так и публично.

Ярослав Грешилов
22 апр 2009
👁 3429   🗩12
Интерфейс

Шесть тезисов об идеальной электронной книге

Артём, я тут сформулировал ряд соображений об удобстве работы с электронным текстом. Буду благодарен за комментарии к ним.

Шесть тезисов об идеальной электронной книге

Идеал книги как формата кроется в удобстве её чтения. Под чтением я понимаю не только и не столько процесс сканирования знаков глазами, сколько активную работу с текстом. Именно о средствах работы с текстом и идёт речь, когда мы обсуждаем удобство любого формата книги.

Почему так удобна классическая бумажная книга? Потому что с ней можно обращаться как с физическим объектом, что позволяет совершать большое количество понятных и очевидных операций. Например, её можно положить на видное место, чтобы не забыть. В ней можно делать пометки. В ней удобно ориентироваться. Легко заложить место, на котором ты остановился, можно сделать любое количество закладок для любых целей. Работа с ней хорошо запоминается, потому что в процессе этой работы участвуют не только глаза, но и руки, а также ориентация в пространстве — мы помним, как книга выглядела, сколько весила, где лежала, легко ли перелистывать страницы и т. п. Чем бумажная книга неудобна? Сложностью переноса результатов работы с ней в электронную среду(пока электронной среды не было, и сложностей таких практически не возникало): отсутствием поиска, копипаста, шейринга, доступа из любой точки пространства‑времени.

Любопытно, что когда Гутенберг изобрёл свой печатный станок, первое время книги, которые на нём печатались, выглядели точно так же, как рукописные. Была изобретена новая технология, но формат воспроизводился старый. Только позже был изобретён наборный текст с отдельными литерами, и вообще технология была осмыслена по‑новому.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что электронные средства хранения и передачи информации воспроизводят на новой технологии совершенно тот же самый, старый формат книги, не задумываясь о том, что в электронной среде удобство чтения книги могло бы состоять совсем в ином.

Ниже я привожу несколько тезисов об идеальном устройстве электронной книги, основываясь на собственном опыте работы с различными форматами книг:

  1. Электронная книга должна быть доступна в вебе в ХТМЛ‑формате. Только это позволит обеспечить максимально возможный доступ к ней из любых мест и с любых устройств. Любые другие форматы заведомо снижают удобство работы с книгой, потому что снижают её доступность.

  2. Электронная книга должна иметь воспринимаемый человеком урл, находиться целиком на одной странице и содержать свое название (то, что её идентифицирует в мире книг — обычно автор+название) в тайтле страницы. Это связано с удобством поиска книги в сети и оперирования с ней как с самостоятельным объектом. Единицей операторики в сети является урл, следовательно, книга должна совпадать с урлом, чтобы на неё можно было кинуть ссылку, положить в закладки или найти через поисковик.

  3. Электронная книга должна быть опубликована чёрным шрифтом на белом фоне, и не должна содержать на странице никаких элементов, не относящихся к книге. Исключением могут являться только навигационные шапка и подвал (но и их следуется стараться уменьшить или избежать вовсе). Ни в коем случае никакой навигации или посторонних объектов по ходу текста или по сторонам от него. Ничто не должно отвлекать внимания читателя от самого текста. Ничто.

  4. Электронная книга должна быть оформлена и размечена в соответствии с правилами типографики в вебе (для примера — версия Тёмы Лебедева от 2000 года, очевидно, далеко не полная). При распечатке книги она должна выглядеть так же, как на экране (страницы и контекстная информация — название, урл, дата — проставляются средствами браузера).

  5. Электронная книга должна предоставлять читателю персональные инструменты обращения с собой, такие как:

    • возможность дать ссылку на конкретный абзац текста (пример);

    • возможность поставить закладку в произвольном месте текста;

    • возможность выделить/пометить некоторый произвольный кусок текста (например, в качестве цитаты);

    • возможность оставить комментарий к произвольному месту в тексте (наиболее близким к этому функционалу на сегодняшний день являются поабзацные комментарии, как на drive.ru или translated.by);

    • возможность поставить ссылку на другую страницу в интернете с произвольного куска текста.

    Все эти функции аналогичны чтению обычной бумажной книги с карандашом, но только с учётом особенностей электронной среды.

  6. Электронная книга должна предоставлять возможность коллективного или публичного чтения книги, то есть возможность сделать весь набор инструментов из предыдущего пункта доступным группе читателей или вообще любому читателю. Интернет — в первую очередь коммуникационная среда, книги здесь можно и нужно читать как коллективно, так и публично.

Ярослав Грешилов
22 апр 2009
👁 3429   🗩12
А. Г.
Арт‑директор и автор учебных программ бюро
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Ярослав!

Спасибо за развёрнутые обоснованные тезисы.

Я считаю, что электронная книга должна быть именно такой, как вы говорите. Пожалуй, я бы ещё хотел, чтобы книга открывалась на том же месте, на котором я её закрыл.

Не думаю, что печатная версия должна выглядеть точно как экранная, хотя бы из ваших соображений о разных форматах. На печати стоит учитывать особенности вроде ширины строки, висячих строк и заголовков и т. п.

Электронная книгаИнтерфейсФормат: текстНоситель: сайт
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы