Илья Бирман |
Дизайнеры думают, что написать на кнопке или что нарисовать на пиктограмме. Но только те, кто понимают роль привычек, знают, как на самом деле работает интерфейс. По сравнению с привычками конкретные текст или картинка не имеют значения.
Чем сильнее привычка, чем более сложное дело соединяется в неделимое, в восприятии человека, действие. Движения выполняются сами собой, сознание занято другим. Привычка легко вырабатывается, когда процесс линейный, в алгоритме отсутствует ветвление (когда пять дней подряд ездишь на работу одной дорогой, то по пути на дачу в субботу можно случайно повернуть туда же). Некоторые вещи человек вообще не может делать без привычки, то есть пока не доведёт свой действия до автоматизма. Тогда приходится целенаправленно тренироваться, чтобы закрепить привычку. В результате человек может сделать тройной тулуп (но пока его делаешь, нет времени остановиться и подумать). Для иллюстрации силы привычки Раскин приводит в пример автомобиль, где поменяли местами педали газа и тормоза. Чтобы водитель не забыл, сверху поставили красное мигающее табло, предупреждающее, что педали расположены наоборот. Вероятно, собранному человеку удастся проехать квартал или два, но как только собака выбежит на дорогу, мозг отреагирует привычно: водитель нажмёт на тормоз, который окажется газом. Формирование привычки — естественный механизм. Когда одно умение доводится до автоматизма, «думающая» часть мозга освобождается для осмысленной обработки новой информации и постепенного приобретения новых умений. Так рутина перестаёт занимать мозг, что помогает человеку не сойти с ума от чистки зубов и мытья посуды. Формированию привычки нельзя противостоять — если Поэтому бесполезны подтверждающие диалоговые окна: Человек быстро научается подтверждать любые действия, не задумываясь. Виндоус переспрашивает пользователя, уверен ли он, что хочет удалить файл. К третьему удаляемому в жизни файлу пользователь уже привыкает, что удалить файл — это не Del, а Del, Enter. И всё хорошо, пока не удалишь Поможет ли предупреждение особой важности, которое выводит «Мастерхост»? |
|
Человек, первый раз удаляющий домен, в любом случае будет действовать с осторожностью. Но вебмастера, для которого управление доменами — часть повседневной работы, красная надпись не спасёт от ошибки. Таким образом привычка — это и механизм оптимизации нашей деятельности, и источник ошибок. |
С привыканием можно бороться фашистскими методами. Скажем, перед тем, как удалять домен, заставить пользователя расшифровать сложную капчу. Это действительно помешает вебмастеру удалить домен автоматически — ему придётся остановиться. Но проблема в том, что всё то время, пока он продирается скозь капчу, он будет думать именно о ней (а также о том, какие уроды её вставили), а не о том, тот ли домен он удаляет. Это хорошо знакомое дизайнерам диалоговое окно из Фотошопа: |
Окно появляется, если сделать неловкое движение за пределами холста или выделить прозрачную часть слоя. Оно быстро приучает дизайнера к тому, что Фотошоп может не по делу на тебя накричать, а чтобы он отстал нужно быстро нажать пробел. Разумеется, в результате, что бы там Фотошоп ни сказал в подобном окне, дизайнер этого не прочитает. Интересно, что в версии ЦС3 появился чекбокс «Больше не показывать»: Многие порадовались ему и сразу поставили (я в их числе). Но если вдуматься, это нонсенс: вместо того, чтобы закрывать это окно по привычке и |
Обратная связь в интерфейсе важна, но здесь это больше похоже на наказание за небезупречность в движениях |
Пользователи привыкают к порядку кнопок и даже не читают, что на них написано. Расположить кнопки в диалоговом окне в обратном порядке — то же, что поменять местами газ и тормоз: В части порядка кнопок адобовские программы честно соблюдают правила платформ. Но окно ПДФ-экспорта в старом Индизайне составляло досадное исключение. Однажды я долго настраивал параметры при подготовке к печати раздаточных материалов, а потом не задумываясь нажал в этом окне кнопку отмены: |
Интересно, что пока я двигал мышь в сторону кнопки, я даже успел озадачиться вопросом: «Почему кнопки идут не в том порядке?». Но это происходило в другой части мозга и никак не повлияло на то, что я сделал на автопилоте. Пришлось настраивать всё по второму кругу с особой внимательностью. Даже к мелочам типа отступов или характера теней люди привыкают. Если программа выглядит или ведёт себя не так, как принято в системе, это всех бесит, сразу хочется такую программу снести — доверять ей нельзя. Поэтому же нужно делать приложения раздельно для Айфона и Андроида, несмотря на то, что, казалось бы, |