Максим Ильяхов |
Информационный стиль — это инструмент, который помогает редактору доносить сложную информацию. Он помогает писать коротко, ясно и убедительно. Информационный стиль применяется в рекламе, публицистике, технической, профессиональной и справочной литературе. Он не предназначен для художественной литературы, хотя и может в ней применяться. С помощью информационного стиля редактор делает сложное простым, помогает читателю выделить главное и сделать выводы. Информационный стиль борется с перегруженностью и двусмысленностью. Там, где в обычном тексте читатель тонет, с информационным стилем он на плаву:
Формально информационный стиль — не стиль. Его нет в учебнике стилистики русского языка. Проще думать о нём как о принципах сильного текста любого жанра и в любой ситуации. Зачем информационный стиль в РоссииВ школе нас учат не столько писать, сколько соблюдать правила русского языка — например, о причастных и деепричастных оборотах, сложных предложениях и вводных конструкциях. Чтобы отработать правила, мы пишем диктант:
В жизни нам не нужны такие сложные обороты. Мы говорим проще:
Школа учит нас писать сложно, чтобы мы не потерялись в сложном тексте. Но не учит писать просто — чтобы наш текст понимали и хотели прочитать. Парадокс в том, что писать сложно — довольно легко. Любой школьник может написать бессмысленные фразы в изложении и получить пятерку:
Спустя сорок лет школьник становится опытным чиновником и так же без труда составляет аналогичный текст на госслужбе:
А если он станет менеджером, он составит аналогичное письмо клиенту:
Из школы у многих в голове сидит «культ слов» — мнение, будто если обернуть слабую мысль в сильные слова, мысль автоматически станет сильной. Сложные юридические договоры, формальные резюме, многословные водянистые отчёты, непонятные инструкции и неконкретные официальные письма — все растут из культа слов. В школе нас научили доносить мысли сложно. Информационный стиль помогает доносить мысли просто. Информационный стиль, здравый смысл и вкусИнфостиль — набор инструментов. Но сила текста — не в инструменте, а в авторе. Информационный стиль помогает убедительно подать мысль, но если мысли нет — инфостиль не поможет. Если вы плохо владеете темой, то неважно, сколько у вас баллов по Главреду. Если вы не знаете, что хотите сказать, то инфостиль не достанет этого из вас. Чтобы хорошо писать в инфостиле, нужно для начала знать, о чём писать. Слабая мысль в инфостиле не станет сильнее. Инфостиль не заменяет вкус. Если автор не видит в тексте неблагозвучия или не может оценить Бывает так: редактор изучает информационный стиль и так им проникается, что полностью отключает голову и делает все «по книжке». Результат всегда плохой. Никакие правила не заменят профессионализм, здравый смысл и вкус редактора. Можно ли без инфостиляЕсли вы уже умеете писать лаконично, понятно и убедительно, то неважно, в каком стиле вы пишете и какие инструменты используете. Если вы написали текст в информационном стиле, но он получился многословным, непонятным или неубедительным, то неважно, какими инструменты вы пользовались — текст плохой. Перечитывайте советы, вычитывайте текст вслух и переписывайте, пока не станет коротко, ясно и убедительно. Какими инструментами вы при этом будете пользоваться — неважно. Инструменты информационного стиля — это помощь редактору. Если редактор не признаёт наши приёмы и уверен, что информационный стиль вредит его тексту, он имеет право пользоваться собственными инструментами. Если вы хорошо пишете, вам можно без инфостиля. Однако я ещё не видел текст, который пострадал бы от краткости, ясности и убедительности. |