x
 
Илья
7 февраля 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим! Как бы вы определили информационный стиль? Что это такое и зачем он нужен? Как он соотносится со стилистикой русского языка? Зачем он в России — стране Пушкина и Толстого?


Информационный стиль — это инструмент, который помогает редактору доносить сложную информацию. Он помогает писать коротко, ясно и убедительно. Информационный стиль применяется в рекламе, публицистике, технической, профессиональной и справочной литературе. Он не предназначен для художественной литературы, хотя и может в ней применяться.

С помощью информационного стиля редактор делает сложное простым, помогает читателю выделить главное и сделать выводы. Информационный стиль борется с перегруженностью и двусмысленностью. Там, где в обычном тексте читатель тонет, с информационным стилем он на плаву:

НетДа
Безусловно, необходимым критерием повышения качества сервиса в области реализации товаров и/или услуг в области высокотехнологичного производства является повышение осведомленности участников рынка о современных практиках реализации товаров и/или услуг.Чтобы коммерция развивалась в России, мы должны рассказывать о том, как она работает в мире.
Отметим также, что именно своевременное предупреждение населения о возможных экономических и политических изменениях, основанное на принципах открытости и взаимоуважения, может стать залогом социальной устойчивости на фоне нестабильности в социально-экономических отношениях.Во время кризиса государство должно честно рассказывать людям, что происходит в стране.

Формально информационный стиль — не стиль. Его нет в учебнике стилистики русского языка. Проще думать о нём как о принципах сильного текста любого жанра и в любой ситуации.

Зачем информационный стиль в России

В школе нас учат не столько писать, сколько соблюдать правила русского языка — например, о причастных и деепричастных оборотах, сложных предложениях и вводных конструкциях. Чтобы отработать правила, мы пишем диктант:

  • По вечерам, после умиротворяющей прогулки в лесу, Олег выходил на террасу, глотал из стеклянного чайника ещё тёплый настой ромашки и, крякнув, усаживался в кресло, чтобы прочитать ещё пахнущий типографской краской сложенный вчетверо номер местной газеты «Безвременье», который ему непременно приносила вышколенная служанка, жившая тут же во флигельке, пристроенном для неё и её сына-гимназиста.

В жизни нам не нужны такие сложные обороты. Мы говорим проще:

  • По вечерам Олег гулял в лесу, потом пил на террасе чай и читал местную газету. Его обслуживала служанка, которая жила в пристройке.

Школа учит нас писать сложно, чтобы мы не потерялись в сложном тексте. Но не учит писать просто — чтобы наш текст понимали и хотели прочитать.

Парадокс в том, что писать сложно — довольно легко. Любой школьник может написать бессмысленные фразы в изложении и получить пятерку:

  • Безусловно, в данном тексте автор поднимает актуальную проблему, наглядно представленную в современном обществе. Представленную в данном тексте проблему автор убедительно доказывает многочисленными приёмами и средствами выразительности. Без сомнения, данная тема актуальна и по сей день, в наши дни.

Спустя сорок лет школьник становится опытным чиновником и так же без труда составляет аналогичный текст на госслужбе:

  • Безусловно, в настоящее время нашим ведомством ведется деятельность, наглядно демонстрирующая важность работы ведомства и смежных государственных и частных структур в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Обозначенные выше проблемы особенно актуальны в современной России в связи с повышенным интересом общества к проблемам, которые стали в центр внимания ведомства.

А если он станет менеджером, он составит аналогичное письмо клиенту:

  • В настоящее время нами ведется работа, по результатам которой мы сможем дать окончательную оценку эффективности сотрудников, связанных с вашим проектом. На данный момент мы не обнаружили подтверждения фактам, описанным вами в предыдущем письме, однако в связи с важностью для нас вашего проекта мы продолжим процедуру проверки с целью дальнейшего повышения качества обслуживания.

Из школы у многих в голове сидит «культ слов» — мнение, будто если обернуть слабую мысль в сильные слова, мысль автоматически станет сильной. Сложные юридические договоры, формальные резюме, многословные водянистые отчёты, непонятные инструкции и неконкретные официальные письма — все растут из культа слов.

В школе нас научили доносить мысли сложно. Информационный стиль помогает доносить мысли просто.

Информационный стиль, здравый смысл и вкус

Инфостиль — набор инструментов. Но сила текста — не в инструменте, а в авторе. Информационный стиль помогает убедительно подать мысль, но если мысли нет — инфостиль не поможет. Если вы плохо владеете темой, то неважно, сколько у вас баллов по Главреду. Если вы не знаете, что хотите сказать, то инфостиль не достанет этого из вас. Чтобы хорошо писать в инфостиле, нужно для начала знать, о чём писать. Слабая мысль в инфостиле не станет сильнее.

Инфостиль не заменяет вкус. Если автор не видит в тексте неблагозвучия или не может оценить по-человечески, нормальный ли перед ним текст — инфостиль не поможет. Представьте себе, что инфостиль — это инструменты скульптора. Если скульптор не знает, как выглядит человеческое тело и не умеет оценивать пропорции, то он не создаст скульптуру — даже с очень хорошими инструментами.

Бывает так: редактор изучает информационный стиль и так им проникается, что полностью отключает голову и делает все «по книжке». Результат всегда плохой. Никакие правила не заменят профессионализм, здравый смысл и вкус редактора.

Можно ли без инфостиля

Если вы уже умеете писать лаконично, понятно и убедительно, то неважно, в каком стиле вы пишете и какие инструменты используете.

Если вы написали текст в информационном стиле, но он получился многословным, непонятным или неубедительным, то неважно, какими инструменты вы пользовались — текст плохой. Перечитывайте советы, вычитывайте текст вслух и переписывайте, пока не станет коротко, ясно и убедительно. Какими инструментами вы при этом будете пользоваться — неважно.

Инструменты информационного стиля — это помощь редактору. Если редактор не признаёт наши приёмы и уверен, что информационный стиль вредит его тексту, он имеет право пользоваться собственными инструментами. Если вы хорошо пишете, вам можно без инфостиля.

Однако я ещё не видел текст, который пострадал бы от краткости, ясности и убедительности.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора Руководитель корректирует почти все тексты и добавляет канцелярит




Недавно всплыло

1 3 Невозможно собрать портфолио 1 О тексте как базовом элементе 6