Мария!

Слово «неуместны» слишком категоричное. Я бы сказала, что примеры бывают лишними.

В целом примеры делают теорию наглядной, а наглядность — важный принцип обучения. Если мы описываем абстрактные понятия, без примеров не обойтись, поэтому на каждое правило в школьном учебнике есть примеры: рассказали про падежи — рядом пример, объяснили теорему Пифагора — снова пример. Если примеров нет, теорию невозможно применить в жизни.

Николай Товеровский о принципе «Делать ≠ сделать»

Принцип наглядности работает в статьях об управлении проектами, обзорах мобильных приложений, инструкциях по подсчёту налогов, объяснениях новых законов, рассказе об образовательных трендах, описании правил вёрстки. Если бы Товеровский не объяснил правило «Делать ≠ сделать» на примере с покупкой хлеба, читатели его бы не запомнили и не смогли применять в жизни. Я не знаю темы, в которой примеры неуместны.

Николай Товеровский о принципе «Делать ≠ сделать»

Но бывает, что теория простая и конкретная, и пример к ней будет лишним:

Скидка по карте лояльности — 5%. Допустим, вы покупаете конфеты за 200 рублей. Если у вас есть карта лояльности, вы заплатите на 5% меньше, то есть 190 рублей.

Беда в том, что читатель сразу всё понял и хочет идти дальше, а мы заставляем его топтаться на примере.

Ещё одна проблема с примерами — смещение фокуса. Автор хочет объяснить теорию максимально интересно и вводит слишком много подробностей, которые отвлекают от главного. Допустим, мы описываем, как работает карта лояльности в магазине: «За каждую покупку на накопительную карту начисляются баллы, которыми можно будет оплатить следующую покупку. Баллы — это 1% от покупки, а оплачивать баллами можно половину стоимости». К описанию ставим пример:

Фокус смещён

Николай Петрович получил карту лояльности. В магазине он купил хлеб, молоко, гречку, творог и конфеты на 1000 рублей. На карту лояльности он получит 10 рублей. В следующий раз Николай Петрович покупает шоколадный батончик за 20 рублей. Значит, он может заплатить десять рублей деньгами и ещё десять списать баллами с карты.

Фокус верный

Допустим, наша покупка на 1000 рублей

На карту идёт 1000 * 1% = 10 рублей

В следующий раз наша покупка на 20 рублей. Значит, 10 рублей платим и ещё 10 списываем баллами.

В первом примере фокус смещён на образы: Иван Петрович, гречка, конфеты. А теория, которую мы подкрепляем примером, — о цифрах. Поэтому цифры в примере должны быть главными, на них нужен акцент. А Иван Петрович только запутает читателя и заставит слишком долго продираться к сути.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы