С этой темой меня познакомил Сергей Калиничев, которому я сейчас помогаю с созданием книги ровно на эту тему. На правах пересказчика могу лишь поделиться основными мыслями в своей интерпретации. Чтобы рассуждение было целостным, придётся проговорить очевидные мысли.

Внешние и внутренние факторы

В жизни много всего сложного: задачи, конфликты, дедлайны, планы и т. д. Это не хорошо и не плохо, просто существует.

Чтобы справляться со сложностями, полезно быть в хорошей форме: чтобы были силы, энергия, воля, готовность действовать. Очевидно, что если у человека мигрень, ему в тысячу раз сложнее справляться с простыми делами, а когда мигрени нет — легче.

На нашу форму могут влиять внешние факторы — например, если на улице холодно, мы одеваемся теплее; если нам душно, мы открываем окно. Очевидно, что внешние факторы не стоит игнорировать, но стоит устранять.

А ещё есть внутренние факторы — то, что мы создаём для себя сами. Например:

  • Самокритика, плохое отношение к себе — «Что ж ты такой тупой, не можешь такой простой вещи сделать!»

  • Сопротивление, прокрастинация — «Я готов делать что угодно, лишь бы не это!»

  • Гнев — «Вот же тупица, ненавижу с ним работать!»

  • Усталость, фрустрация — «Как же достало этим заниматься, скорее бы в отпуск!»

Внутренние факторы тоже снижают наши способности. Было бы логичным их тоже устранить:

Я иду на встречу с клиентом, но внутри чувствую сопротивление. Я понимаю, что оно повлияет на мою способность договориться с клиентом: я не подберу правильные слова, не придумаю хорошее решение. Тогда полезно разобраться, чему я сопротивляюсь. Почему я иду с сопротивлением к тому человеку, который доверяет мне как профессионалу и хочет мне заплатить за работу?

Я изучаю своё сопротивление и нахожу источник: меня уговорили на слишком низкий гонорар, и теперь я чувствую, что меня обманули. Очевидно, что это ощущение не поможет сделать хороший проект. Что тогда?

Например, я решаю начать разговор с того, чтобы договориться о других условиях оплаты. Это в наших общих интересах: клиент получит проект в полном объёме, а я получу полноценный гонорар. Если клиенту это не подойдёт — ничего страшного, расстанемся. Эта перспектива меня вдохновляет, негативные эффекты снимаются, я прихожу на встречу в хорошем настроении и могу действовать эффективно.

Представьте, что вы — персонаж компьютерной ролевой игры. На вас действуют заклинания, которые снижают ваши способности. Что делать? Снимать эти заклинания. А в идеале — на их место ставить положительные заклинания, например, «Вдохновение», «Энергичность» или «Изобретательность».

Например, если вы доделываете проект с невозможным чувством фрустрации и усталости, подумайте, как это чувство убрать. Чем себя вдохновить? Может быть, нужно вспомнить, что после этого проекта будет премия? Может быть, стоит порадовать себя картинкой результата — классный проект в портфолио. Вспомнить, что хорошее изначально привлекло тебя в проект.

Например, я в 32 года начал учиться вождению. До этого я машины не любил и, честно говоря, заниматься страшновато. Но я вдохновляю себя тем, что когда у меня будут права, я куплю себе машину и напичкаю ее электроникой — а электронику я люблю. И что я смогу ездить по делам сам, без привязки к такси и общественному транспорту. И вспоминаю знакомых, которые сначала тоже ездили неуверенно, а потому как‑то незаметно научились: если у них получилось, то и я смогу. Я стараюсь вдохновить себя на занятие, чтобы нормально вести себя за рулём.

Очевидно, что любое дело, которое мы делаем в состоянии вдохновения, будет получаться лучше. Поэтому в наших интересах создавать в себе это чувство — а не ждать, что оно придёт откуда‑то извне.

Плохое отношение к себе

Одно из распространённых дурных заклинаний — самокритика и плохое отношение к себе. Это такая установка из детства, что ты всегда немного не в порядке, немного неадекватный. Если у тебя что‑то не получается, нужно себя поругать и лишний раз вогнать в стресс — мол, только через это ты и способен добиваться результатов.

Плохое отношение к себе можно сравнить с кнутом. Ты как будто бьешь себя, чтобы мобилизоваться и начать действовать лучше.

Например, ведёшь презентацию в «Зуме» для коллег. Долго готовился, репетировал, и вот настал твой час славы. Ты всё рассказываешь, тут кто‑то врывается на встречу с невыключенным микрофоном. Тебя сбивают с мысли, и ты внутренне немного сжимаешься: «Соберись! Это просто чужой микрофон, он не должен тебя сбивать!». Раз удар. Потом ты случайно пролистываешь нужный слайд и теряешься, нужно вернуться. «Надо было лучше готовиться!» — еще удар. Заложил в выступление шутку, но она «не зашла» — снова удар по себе. И так за 15 минут можно ударить себя раз десять.

В моменте может казаться, что если ударить себя этим хлыстом, ты как будто соберешься и будешь выступать лучше. Но в реальности от таких ударов способности только снижаются.

Что делать‑то

Тема большая и в ней много нюансов, но для начала можно попробовать вот что: в следующий раз, когда у вас что‑то не получится или вы почувствуете себя неадекватным, попробуйте восстановить хорошее отношение к себе.

Вспомните, что вы самостоятельный независимый человек, который многого добился и в целом хорошо живёт.

Если это происходит на встрече с клиентом, вспомните, что это к вам клиент пришёл за помощью: он вам доверяет и ценит вас.

Можно посочувствовать себе, если вы оказались в сложной ситуации. Как будто сам себя обнял.

Ощутите «зажим», который создаётся у вас из‑за самокритики, и постарайтесь его мысленно разжать. И пронаблюдайте, как среагируют тело и ум: вы почувствуете себя лучше и сможете вернуться к делу.

Есть нюансы

Я показываю всё очень поверхностно. Тема действительно глубокая, и рукопись книги уже перевалила за 150 страниц, а будет ещё больше. Например, если не проследить за нюансами, можно запросто перейти из состояния «неуверенность» в состояние «самоуверенность», которое создаёт напряжение в других людях. А чтобы замечать в себе напряжение, нужно развивать наблюдательность, а для этого, в свою очередь, полезно практиковать неосуждающее самонаблюдение. Это всё не уместится в один совет, но если интересно продолжение — подписывайтесь на Сергея.

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы