Школа
Текст

Вопрос об изучении читателей

Здравствуйте, Максим! У меня вопрос об изучении читателей. Недавно в «Инстаграме» вы писали, что редактору важно изучать потребности аудитории. Но часто аудитория не понимает своих потребностей, не может их сформулировать. Например, если спросить «Какой контент вы хотите от меня читать?», получится подборка банальных советов типа «Рассказывайте больше про свою жизнь, но также и полезный контент!» Как изучать людей, если они сами не понимают, чего хотят?

Инна К.
17 янв 2021
👁 15152  
Текст

Вопрос об изучении читателей

Здравствуйте, Максим! У меня вопрос об изучении читателей. Недавно в «Инстаграме» вы писали, что редактору важно изучать потребности аудитории. Но часто аудитория не понимает своих потребностей, не может их сформулировать. Например, если спросить «Какой контент вы хотите от меня читать?», получится подборка банальных советов типа «Рассказывайте больше про свою жизнь, но также и полезный контент!» Как изучать людей, если они сами не понимают, чего хотят?

Инна К.
17 янв 2021
👁 15152  
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
 25
25
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Здесь есть два подхода, в зависимости от задач предприятия: выдумать аудиторию или изучить тех людей, которые вас уже читают.

Выдумать аудиторию

В этом подходе вы сами придумываете, какие читатели вам нужны. Описываете их портрет, потребности и задачи «из головы» или на основании маркетингового исследования. И дальше вы создаете материалы для этих людей и рекламируетесь. Если такие люди есть в природе, то они к вам постепенно придут.

Например, сейчас я работаю в журнале «Код», который принадлежит «Практикуму». Это издание создаётся для тех, кто думает о старте карьеры в ИТ: дизайнеров, менеджеров, преподавателей, инженеров, кассиров. Они слышали, что можно заниматься вебом и разработкой, развивать свои навыки и больше зарабатывать. Им интересно, но страшно, потому что все в мире ИТ говорят на непонятном языке. Наша задача — помочь этим людям преодолеть порог вход в ИТ.

Конечная цель — чтобы человек почувствовал в себе силы, прошёл бесплатный курс «Практикума», потом пошёл на платный курс. Деньги зарабатываются именно на платных курсах.

Мы сами себе придумали эту аудиторию: предположили, что им может быть интересно, и начали писать для них. Благодаря грамотному продвижению мы на них вышли.

Почему мы придумали именно этих людей, а не взяли какую‑то более многочисленную аудиторию? Потому что продукт «Практикума» предназначен для начинающих, а задача «Кода» — привлекать таких людей в «Практикум».

При этом наши статьи читают не только эти люди: среди читателей есть опытные программисты, и преподаватели, и методисты из ИТ‑сферы, и просто интересующиеся. Мы им рады, но мы не конструируем издание специально для них. Когда у «Практикума» появится задача привлекать опытных программистов, нам потребуется другой подход.

Важно понимать, что изначально мы лишь предположили, что наша аудитория существует. Была такая гипотеза: «Эти люди должны быть в природе». Было исследование «Практикума», которое показывало, что они есть. К моменту запуска «Кода» «Практикум» уже какое‑то время работал, у него были клиенты. Получается, что наше предположение было не совсем «с потолка», но всё же в каком‑то смысле умозрительным.

Изучить аудиторию

Другое дело — если аудитория есть, и нам нужно понять, что интересно конкретно этим, уже существующим людям. Тогда есть несколько способов посмотреть на их потребности:

  • Спросить — провести опрос, анкетирование, интервью, фокус‑группы.

  • Изучить статистику — какого рода материалы лучше «заходят» и по каким параметрам. У одних будет большая глубина прочтения, на другие будет много комментариев, на третьи — много лайков, четвертые набирают больший охват, после пятых люди покупают. Есть ли закономерности?

  • Посмотреть на комментарии: о чём люди пишут, чем интересуются, в чем заблуждаются.

  • Предложить задать вопросы редакции или автору блога.

Примеры из моей работы в «Тинькофф‑журнале» (С 2014 по 2019 год):

Мы начинали с «выдуманной» аудитории молодых людей в Москве и Санкт‑Петербурге, которые работают в больших компаниях и имеют от 50 до 150 тысяч рублей в месяц свободного дохода. Они молоды, у них нет существенных обязательств, они могут потратить свои свободные деньги на кутёж в баре или на вклад в банке. Нужно было склонить их ко второму.

Со временем стало понятно, что читают нас не только молодые жертвы «Старбакса», но и обычные люди с работами и детьми. Мы это увидели из реакций в соцсетях: просто читали, что нам люди пишут в комментариях. Не нужно было проводить опросы, заказывать исследования — надо было просто почитать, что люди пишут. Мы стали охватывать те темы, о которых люди спрашивали.

На этой волне мы открыли редакционную почту, чтобы люди могли задавать вопросы. Так появилась рубрика «Вопросы читателей». Тут был нюанс: нужно было отбирать те вопросы, в которых люди спрашивали о распространённых ситуациях. Например, человек мог спросить что‑то в духе «У меня одна нога и нет глаза, как мне оформить пособие такое‑то, если я живу в Барнауле, Алтайский край». Очевидно, что человеку нужна консультация конкретно в его случае, но нам как изданию неинтересно консультировать каждого по отдельности. Нужно было фильтровать запросы и отвечать только на те, которые были бы интересны многим.

В какой‑то момент у нас случайно вышла статья, которая очень хорошо «выстрелила» в «Одноклассниках». Мы изучили комментарии людей и поняли, что всё это время не работали с аудиторией 45+ из «Одноклассников». Это открытие было случайным.

В целом так: мы что‑то выпускали, смотрели на реакцию и давали людям возможность высказаться.

Еще примеры:

Пару раз в месяц я провожу в «Инстаграме» сеанс ответов на вопросы. По вопросам я понимаю, что сейчас волнует людей. Следующие две недели я пишу примерно об этом, если есть материал.

В начале рассылки «Сильный текст» я предлагаю читателям задать мне вопросы. И потом еще несколько раз предлагаю сделать это на протяжении рассылки. Из ответов на вопросы составлено не менее 20% материалов. Так рассылка становится более полезной тем, кто за нее заплатил.

В курсе о видео я предложил участникам прислать фотографии своих комнат, в которых они будут снимать видео. Я смотрю, как люди живут, какие у них потребности и о чем им в первую очередь рассказать. Потом делаю видеоразборы: что куда установить, как повесить, какие могут быть проблемы.

Общий принцип простой: по возможности слушать людей. Мне есть что сказать, но прежде чем открывать рот — хотя бы в пол‑уха послушать, будет ли это кому‑то интересно.

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
 25
25
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы