Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны.

В мире много способов писать, редактировать и общаться. Можно писать официально и строго формально. Можно говорить на языке Шекспира, а можно — на языке Ерофеева. Представьте, что каждый способ общения — это инструмент. Как у мастера может быть молоток, дрель, клей или наждак, так и у вас могут быть разные инструменты: и «высокий штиль» Ломоносова, и информационный стиль, и криминальный жаргон, и язык госслужащих. Вам не нужно выбирать из этих инструментов — пусть у вас будут все инструменты сразу. Одно другому не мешает.

Теперь, когда у вас есть все эти инструменты, вы выбираете тот, который полезен в вашей ситуации. Например:

Если вы пишете исковое заявление, вы примените структуру и стиль, принятые в российском суде. Судья легко прочитает ваше заявление и рассмотрит дело по существу. Разговорный стиль или стиль Достоевского здесь будут неуместны.

Если вы пишете инструкцию для гражданина, в ваших интересах сделать её простой, ясной и понятной любому. Вы же не захотите, чтобы человек вас не понял, сделал что‑то неправильно и потом пришёл с претензией. В ваших интересах использовать простой язык, а не сложный язык госслужбы.

А если начальство поручило вам написать текст обращения к гражданам, чтобы призвать их на митинг (или отговорить от митинга) — неужели вы воспользуетесь языком Толстого или протокольным языком госслужбы? В этом случае в ваших интересах использовать язык пропаганды, со всеми характерными приёмами.

Если вы пишете роман, чтобы произвести впечатление на литературных критиков, в ваших интересах задействовать весь свой литературный вкус. Катайте по нёбу оттенки слов и обмазывайтесь постмодерновыми отсылками, деконструируя нарратив и дезавуируя рассказчика.

А если вы хотите зарабатывать художественной литературой, то вам нужны узнаваемые герои, жизненные ситуации, закрученный сюжет, юмор и немного скандала. Все литераторы ненавидят Дарью Донцову, но мало кто из литераторов зарабатывает так, как Дарья Донцова.

Мир несколько сложнее, чем «тотальное отупление» и «литературный вкус». Люди многослойные, многомерные и разные. Они не обязаны соответствовать вашим представлениям о прекрасном. К разным людям в разных ситуациях нужен разный подход. Если вы хотите быть эффективной в общении с разными людьми, в ваших интересах выбирать адекватные инструменты.

Если же вам важно быть правой — вы правы.

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы