Что такое экспозиция

Что такое экспозиция

В прошлых советах мы разобрали три параметра экспозиции — диафрагму, выдержку и ИСО.

В этом совете разберём, как управлять экспозицией при помощи трёх вышеупомянутых параметров и что такое «технически грамотный снимок».

Экспонометр и экспозамер

Раньше фотографы ходили со специальным прибором — экспонометром, которым замеряли освещённость или яркость снимаемых объектов. Исходя из результатов замера, фотограф подбирал правильные настройки экспозиции.

18%‑й серый тон — это цветовая зона, в которой человеческое зрение различает наибольшее количество деталей. Такому тону соответствует тень в солнечный день, загар или немного потемневшая кожа, зелёная трава и красный кирпич. 50%‑й серый тон воспринимается зрением ближе к белому

Сегодня экспонометр встроен практически в каждую современную цифровую камеру. Чаще всего это фотоэлектрический датчик, который замеряет количество света в кадре и откалиброван по средне‑серому тону и отражательной способности объекта в 18%. Благодаря такой калибровке экспонометр подсказывает фотографу в какую сторону нужно подкрутить настройки экспозиции, чтобы средние по освещённости объекты правильно проэкспонировались в кадре — без пересветов и провалов в тенях .

18%‑й серый тон — это цветовая зона, в которой человеческое зрение различает наибольшее количество деталей. Такому тону соответствует тень в солнечный день, загар или немного потемневшая кожа, зелёная трава и красный кирпич. 50%‑й серый тон воспринимается зрением ближе к белому

Схема зеркального фотоаппарата в разрезе

В видоискателе и дисплее фотоаппарата есть шкала. В центре шкалы 0, в одной стороне отрицательные значения, в другой — положительные. Каждый шаг по шкале на целое число называют стопом. Значения +1, +2 говорят о переосвещённости кадра или объекта, а значения −1, −2 наоборот, о недостатке света. Чтобы получить правильную экспозицию кадра, значение на шкале должно равняться 0 или −0,5.

Значения шкалы в видоискателе или на дисплее не всегда подписывают. В таких случаях ориентиром служат штрихи

Тут есть один нюанс — мы можем выбрать, как именно экспонометр будет замерять освещение: точечно, по центральной области или усреднённо по всему кадру.

Точечный замер
Центрально‑взвешенный
Усреднённый по всему кадру

Я чаще всего использую точечный экспозамер, делаю пробные снимки, и, если нужно, корректирую параметры.

Подбор правильной экспозиции

Важно помнить, что настройки экспозиции из примера не универсальные, зависят от множества условий и каждый раз подбираются заново

Покажу на примере, по какому принципу подбирать настройки для правильной экспозиции.

Важно помнить, что настройки экспозиции из примера не универсальные, зависят от множества условий и каждый раз подбираются заново

Небольшая вводная: снимаем в квартире, за окном пасмурный день. Исходные значения остались с предыдущей съёмки: диафрагма f9, выдержка 1/60 c, ИСО 400:

Изображение и шкала в видоискателе

Экспонометр замеряет освещённость по центральному бруску — шкала показывает, что света очень мало. Делаем тестовый снимок:

Получилось темно, экспонометр не соврал. Надо сделать светлее и хочется сильно размыть боковые бруски. Для этого максимально откроем диафрагму. Шкала при этом уйдёт в плюс. Делаем снимок:

Фон размылся, но стало слишком светло. Теперь укорачиваем выдержку пока значение на шкале не станет в районе 0 или −0,5. Пробуем:

То, что нужно! А теперь, к примеру, мы решили сделать боковые бруски резкими. Сначала сильно закрываем диафрагму, а затем удлинняем выдержку, пока значение на шкале снова не остановится в районе 0.

Отлично!

Пока снимали, за окном постепенно стемнело. Можно ещё сильнее удлинить выдержку, но тогда, чтобы избежать «шевелёнки» от нажатия на спуск, придётся ставить таймер автоспуска или воспользоваться тросиком. Хочется оставить настройки диафрагмы и выдержки как есть, поэтому повысим ИСО:

Технически грамотный снимок

Технически грамотным называют снимок, сделанный с достаточной резкостью и правильной экспозицией, без пересветов и провалов в тенях.

В некоторых случаях, для создания разных художественных эффектов, этот принцип сознательно нарушают. Например, при съёмке в низком ключе.

В большинстве случаев приоритет настройки параметров такой:

  • диафрагма,

  • выдержка,

  • ИСО.

Это был заключительный совет об экспозиции! Жду новых вопросов :)

P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»

Фотосъёмка
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы