На любом сайте полезно собирать статистику: как много людей заходит на сайт, откуда приходят эти люди, какие страницы они смотрят, какие кнопки нажимают и как часто. Эти знания помогают развивать сайт, замечать проблемы с интерфейсом, оценивать эффективность рекламы и продвижения.
Для сбора статистики на сайт встраиваются счётчики — маленькие кусочки кода, которые собирают статистику и показывают её владельцу сайта. Самые популярные счётчики — это Яндекс‑метрика и Гугль‑аналитика.
У счётчиков много функций и сценариев использования, но чтобы получить от них пользу на небольшом сайте, необязательно разбираться во всех тонкостях. Если на сайте в принципе нет сбора статистики, то даже просто подключив счётчик без какой‑либо настройки, вы получите много данных для изучения: количество посетителей, источники трафика, список популярных страниц, карты кликов, скроллинга и другие простые, но полезные отчёты. Этих минимальных данных уже будет достаточно, чтобы заметить проблемы, найти узкие места и точки роста сайта.
Если вы совсем не знакомы со счётчиками, рекомендую начать знакомство с Яндекс‑метрики. У неё несложный интерфейс, наглядные отчёты и есть несколько уникальных функций, которых нет в Гугль‑аналитике.
Установка Яндекс‑метрики
Счётчик устанавливается на сайт за несколько шагов:
Зарегистрируйтесь в Яндексе или войдите в свой аккаунт.
Перейдите в интерфейс Метрики и нажмите «Добавить счётчик» в левом верхнем углу.
Для счётчика укажите название и адрес сайта, где вы хотите его использовать, поставьте галочку «Вебвизор», о нём я расскажу дальше.
Откроется страница с кодом вашего счётчика и инструкциями по его установке на разные типы сайтов. Для небольших сайтов на чистом ХТМЛ нужно вручную вставить код счётчика на каждую страницу сайта.
ЦМС — это система управления, движок сайта: Вордпрес, Битрикс, Джумла и подобные решения
Для сайтов на конструкторах и ЦМС можно использовать один из предложенных Яндексом плагинов или добавить код в шаблон сайта самостоятельно. Если вы не уверены, что справитесь сами, попросите помочь разработчика, это несложная и недорогая задача.
ЦМС — это система управления, движок сайта: Вордпрес, Битрикс, Джумла и подобные решения
После установки счётчик начнёт собирать статистику и присылать её в интерфейс Метрики.
Использование
Ваш новый счётчик появится на главной странице Метрики, нажмите на него, чтобы попасть в дашборд.
Сразу после установки счётчика все значения будут нулевые, информация появится по мере посещения сайта людьми
Дашборд — это страница‑сводка, показатели, которые хочется всегда держать на виду. По умолчанию в дашборде висит несколько стандартных показателей: количество посещений, среднее время, проведённое на сайте, рейтинг популярных страниц. Элементы дашборда можно перетаскивать, настраивать или удалять, а кнопки в правом верхнем углу помогут создать новый элемент или добавить готовый из библиотеки Яндекса. Так дашборд настраивают под специфику конкретного сайта.
Сразу после установки счётчика все значения будут нулевые, информация появится по мере посещения сайта людьми
В левом меню есть отчёты по всей статистике, которую соберёт счётчик. Там много интересного, от источников трафика до демографии и интересов ваших посетителей.
Там же слева расположился один из самых мощных инструментов Метрики — вебвизор. Он записывает поведение посетителей вплоть до движениий мыши. Конечно, поведение записывается деперсонализированно, а все вводимые пользователем данные скрыты.
Записи вебвизора помогают взглянуть на сайт глазами посетителя, понять, как он изучает страницу, где останавливается почитать, а что проматывает не глядя.
Ещё один крутой инструмент в левом меню — карты кликов и скроллинга: что нажимают на странице, как глубоко скроллят и какие части страниц изучают дольше.
Конечно, возможности Метрики гораздо больше, чем я рассказал в этом совете. В ней есть отчёты по конкретным посетителям и их истории взаимодействия с сайтом, отслеживание целей и конверсий, сегментация и фильтры, а в последних обновлениях появилась даже сквозная аналитика. Если вы хотите изучить все возможности Метрики, хорошим стартом будет бесплатная мини‑школа от Яндекса.
Но для больших и серьёзных проектов одной Метрики обычно всё‑таки мало. Профессиональные маркетологи и аналитики подключают к сайту сразу несколько разных счётчиков и систем сбора статистики. В таких случаях счётчики подключаются не напрямую, а через отдельную прослойку, ГТМ — менеджер тегов Гугля. Эта прослойка помогает маркетологам работать со счётчиками напрямую, без помощи разработчиков.
Если вам интересно — напишите в комментариях и я расскажу подробнее об установке менеджера тегов и подключению к сайту сразу нескольких счётчиков и систем аналитики.
P. S. Это был совет о веб‑разработке. Хотите знать всё о коде, тестах, фронтенд‑разработке, цеэсэсе, яваскрипте, рельсах и джейде? Присылайте вопросы.