Елена!

График продаж смартфонов, «мыльниц», зеркалок и беззеркалок, 1933⁠—2016.
Если коротко — смартфоны победили «мыльницы», а зеркалки и беззеркалки уверенно держат свою нишу

Камеры телефонов действительно проделали огромный путь от полумегапиксельных недоразумений до полноценных конкурентов «мыльниц», практически полностью вытеснив их с рынка. А за последние 8 лет активно лезут на территорию зеркалок и беззеркалок по качеству фотографий и возможностям съёмки.

График продаж смартфонов, «мыльниц», зеркалок и беззеркалок, 1933⁠—2016.
Если коротко — смартфоны победили «мыльницы», а зеркалки и беззеркалки уверенно держат свою нишу

Однако, профессиональные камеры тоже не стояли на месте и развивались, хоть и не такими ощутимыми скачками. Зеркальный фотоаппарат пятилетней давности с неплохим объективом пока ещё в силах одолеть самую топовую телефонную камеру 2020 года.

Безусловно, крутые фотографы сделают крутые фото хоть на коробку из под обуви. Например, Эпл для демонстрации крутости камер Айфонов зовёт именитых фотографов, которые делают фантастические снимки:

Несмотря на это, есть главная причина, из‑за которой фотографы выбирают профессиональные камеры. Всё дело в размере сенсора (матрицы): на телефонах он маленький, а в зеркалках — большой.

Наглядное сравнение размеров сенсоров — от среднеформатного до мобильного. Блог Генри

Каждый сенсор состоит из маленьких светочувствительных ячеек. Чем больше сенсор, тем больше ячеек помещается на нём и тем крупнее сами ячейки. Большой сенсор зеркалок захватывает больше света и деталей, в отличие от маленького телефонного.

Ради компактности в телефоны ставят маленькие сенсоры с маленькими ячейками. Недостаток света и детализации приходится компенсировать сложной системой стабилизации и продвинутыми алгоритмами. Это приводит к тому, что на фото возникают сильные шумы, алгоритмы давят эти шумы и додумывают изображение. В результате телефонная фотография сильно теряет в детализации, текстурах, цвете и контрасте.

Полный кадр (англ. full frame) — сенсор 36×24 мм, соответствует размерам стандартного плёночного кадра 35 мм

Зеркалки не особо ограниченны в размерах сенсора. Большинство задач профессиональных фотографов покрывают полнокадровые сенсоры. При желании производители могут поставить в камеру огромную матрицу как в Хасселбладе. Именно из‑за размеров сенсора на зеркалку можно снимать в гораздо более сложных условиях и получать технически более качественные снимки, с высокой детализацией и глубиной цвета.

Полный кадр (англ. full frame) — сенсор 36×24 мм, соответствует размерам стандартного плёночного кадра 35 мм

Чтобы не быть голословным, покажу несколько примеров, сравнив фотографии, сделанные на полупрофессиональную зеркалку Никон Д7000 и Айфон 12 Про в одинаковых условиях:

Никон Д7000, f4, 1/200 с, фокусное расстояние 17 мм, 3264×4928
Айфон 12 Про, f1,6, 1/121 с, основная камера, 3024×4032

На первый взгляд, фотография с Айфона сочнее и детальнее, но при этом стала плоской и хуже по цветовому диапазону и балансу белого. Давайте сильно приблизимся и взглянем на детали:

Даже несмотря на зум, фотография с зеркалки похожа на фотографию: машины хоть и потеряли в резкости, но детали различимы и цвета естественные. Фотография с телефона стала похожа на масляную картину: смешались полутона, пропала текстура, усилился микроконтраст — объекты стали мозаичными.

Предыдущее фото я снял на основную широкоугольную камеру Айфона. Но фотографы часто используют портретные объективы — для съёмки людей, предметов или обычного зума в пейзаже. Сравним изображения на портретные объективы — как они справляются с деталями, цветом и текстурой:

Никон Д7000, f4, 1/100 с, 50 мм, 4928×3264
Айфон 12 Про, f2, 1/60 с, портретная камера, 4032×3024

Разница стала заметнее: портретная камера телефона хуже передаёт текстуру — мелкие детали слипаются, а из‑за сильного равномерного микроконтраста пропадает глубина и тональная перспектива. Если приблизить, изображение с телефона превращается в фарш:

Наконец, давайте посмотрим, как на зеркалку и телефон получится близкая съёмка объектов при обычном комнатном освещении:

Никон Д7000, f4, 1/100 с, 50 мм, 4928×3264
Айфон 12 Про, f2, 1/60 с, основная камера, 4032×3024

Фотография с телефона явно контрастнее и как‑будто резче и чётче. Но какая фотография более приятна глазу по ощущениям?

Хочется верить, что однажды телефоны полноценно заменят тяжеловесные полнокадровые зеркалки и беззеркалки, но пока телефоны им не конкуренты :‑)

Для более полного погружения в тему советую почитать статью, в которой автор очень подробно и в деталях исследует вопрос «Телефон против зеркалки»:

P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»

Фотосъёмка
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы