Я не эксперт в устной речи, поэтому могу предложить только личный опыт. Если хотите изучить тему глубже — ищите экспертов. Но у меня работает так.
Много материала. Я стараюсь выступать на те темы, где у меня много примеров, историй и иллюстраций. Примеры я беру из работы и жизни. Если приглашают прочитать лекцию на далекую от меня тему (например, сторителлинг в рекламе), я скорее откажусь.
Отработка. Вы видите какую‑то одну лекцию на тему — например, про визуальное повествование. А для меня это тридцатый подход к снаряду: до этого я это рассказывал на разных курсах, вёл вебинары и писал статьи. За это время материал отшлифовался, поэтому доносить его легко.
В первый ковидный год я каждую неделю вёл по паре вебинаров о деловой переписке в разных компаниях, это как минимум пятьдесят вебинаров за год. Любую тему повтори пятьдесят раз, и на пятьдесят первый она будет отскакивать от зубов.
Спонтанность. Пять лет назад я отказался от ведения лекций по заготовленным слайдам, потому что они убивают спонтанность рассказа. И я знаю, и мой зритель знает, что мой рассказ заранее прописан, а я фактически работаю диктором к своим же слайдам. Вместо слайдов я начал писать текст в текстовом редакторе, как на доске. И теперь зрители не знают, куда пойдёт мой рассказ, и я могу его вести туда, куда им нужно.
Запись и прослушивание. Я стараюсь записывать свои лекции и слушать, что получилось (альтернатива — монтировать свои записи, чтобы чистить их и заодно слушать себя). Когда слушаешь себя со стороны, можно скорректировать голос и дикцию.
Ешё во время монтажа я обнаружил серьёзную разницу между ночными и дневными видео; между лекциями в духоте и лекциями в хорошо проветриваемом помещении; когда у меня мигрень и когда я свеж. Когда видишь разницу в монтажной программе, легко сделать выводы о правильной организации. Мысль банальная, но до меня дошла только с опытом.
Настрой. Первые лекции о тексте я читал в 2010‑2011 году, и тогда у меня был настрой в духе «доказать всем, что я крутой». И это видно: по интонациям, жестам, общему настроению и по тому, как я отвечал на вопросы. Например, в 2011 году было трудно представить, чтобы на какой‑то вопрос я мог спокойно ответить «не знаю». Мне было важно быть самым умным и знать ответы на все вопросы. И было видно, что я «плавал» и чувствовал себя неуверенно.
Со временем я начал выступать за деньги и перестал искать одобрения публики. Стало легче, а результат — лучше.
Примеры. Вечером я открываю Ютуб и смотрю всё подряд: и «Теды», и лекции по астрофизике, и стендап, и вообще всё, где люди говорят. Что‑то неосознанно копирую, что‑то разбираю на кусочки. Всё это в итоге впитывается.
Из последнего, что меня вдохновило:
Библейская серия Джордана Питерсона — нравится интонация, темп и азарт
Лекции Анны Виленской о музыке — нравится её отношение к предмету, скромность и игривость по отношению к предмету обсуждения; классный интерактив и игра с публикой
Яков Колье — как он иллюстрирует свои мысли примерами на лету
О психологии травмы у Шульман — у неё вроде монотонная подача и одна интонация на все случаи жизни, но здесь как‑то симпатично, особенно на фоне всеобщей истерики
Взрослые юморески Дейва Шапеля — дядька сочетает лютый гротеск и какую‑то батину мудрость, хорошая смесь
Катерина Блэнфорд — смесь хабалки и стесняшки
Не утверждаю, что это всё блестящие спикеры — тут дело вкуса. Просто смотришь на то, как по‑разному люди доносят свои мысли, и вырабатываешь в себе насмотренность. Если этим заниматься долго и с удовольствием, постепенно получается.