О каждом оптическом свойстве или технической особенности объектива можно написать отдельную статью. В этом совете я коротко расскажу о тех свойствах и особенностях, которые влияют на качество итогового снимка.

Оптические свойства

Разрешающая способность объектива. Она же MTF, modulation transfer function или частотно‑контрастная характеристика — определяется максимальным количеством воспроизводимых штрихов на один миллиметр изображения, которое объектив проецирует на сенсор камеры.

Чтобы определить разрешающую способность, объектив прикручивают на кропнутую и полнокадровую камеру соответствующего бренда и снимают плакат со специальной разметкой:

На плакате от центра к краю по диагонали расположены наборы штрихов: по жирным штрихам измеряют микроконтраст, а по тонким — разрешение

Можно сравнить с проверкой остроты зрения у окулиста: чем более мелкие штрихи «различает» объектив на всей диагонали, тем выше его разрешающая способность.

  • Кстати, таким образом можно узнать на каком значении диафрагмы объектив выдаёт максимальную резкость.

  • Разрешающие способности большинства объективов, их обзоры и другие характеристики можно найти на Фотозоне

Результаты публикуют в виде столбчатой или линейной диаграммы, из которой можно узнать количество воспроизводимых штрихов от центра к краю на разных значениях диафрагмы.

  • Кстати, таким образом можно узнать на каком значении диафрагмы объектив выдаёт максимальную резкость.

  • Разрешающие способности большинства объективов, их обзоры и другие характеристики можно найти на Фотозоне

Самую мелкую группу штрихов, которую различает объектив на каждом участке диагонали, умножают на высоту сенсора в миллиметрах и получают общее количество штрихов по высоте. Рядом с каждым графиком рисуют шкалу значений, по которой можно понять, насколько близко или далеко от идеала разрешение объектива:

Разрешающая способность Никкора 50 мм, f/1,4 на полнокадровом Никоне Д3‑икс с сенсором 24 Мп
Стоит оговориться, что точность такой проверки и у производителя и у обзорщиков может различаться — не все и не всегда соблюдают эталонную чистоту эксперимента, но понимание даже примерных значений будет полезно при выборе

В определении разрешения объектива важную роль играет размер сенсора камеры и количество мегапикселей — на полнокадровом количество различимых штрихов будет значительно выше, чем на кропе. При покупке стоит помнить: потенциал крутого объектива полностью раскроется лишь на большом сенсоре с большим числом мегапикселей.

Стоит оговориться, что точность такой проверки и у производителя и у обзорщиков может различаться — не все и не всегда соблюдают эталонную чистоту эксперимента, но понимание даже примерных значений будет полезно при выборе

Хроматическая аберрация. Тип искажений, при котором на снимке на стыке тёмного и светлого цветов появляется ещё один, как правило фиолетовый или зелёный. Бывают более или менее выраженные, чаще всего появляются при использовании бюджетных или зум‑объективов.

Определить их наличие и выраженность просто — достаточно сфотографировать, например, ветви дерева на фоне неба или белый лист бумаги с чёрным текстом под углом. Небольшие аберрации не сильно заметны и легко убираются в фоторедакторе.

Хроматические аберрации легко заметить при увеличении — на границах объектов, сильно контрастных фону
Сильные аберрации бюджетного объектива хорошо заметны при съёмке фокусной линейки под углом

Дисторсия. Другой тип искажений, при котором на снимке прямые линии выглядят изогнутыми из‑за особенностей формы линз внутри объектива. Если линии вогнуты внутрь, это подушкообразное искажение, встречается у длиннофокусных объективов, а если линии выгнуты наружу — бочкообразное, встречается у широкоугольных. У портретных объективов дисторсия небольшая и зависит от качества линз в объективе. Небольшую дисторсию, как и аберрацию, легко убрать в фоторедакторе.

Подушкообразная дисторсия, фокусное расстояние: 200 мм
Бочкообразная дисторсия, фокусное расстояние: 24 мм

Технические особенности

Оптическая стабилизация Уменьшает риск смазывания картинки при съёмке с рук, особенно на коротких выдержках. Очень важна для длиннофокусных объективов: чем больше фокусное расстояние, тем сильнее при съёмке ощущается любая вибрация и дрожание рук, которые влияют на точность фокуса и чёткость снимка.

Скорость и точность автофокуса. Влияет на скорость фотографа и качество изображения. Чем выше, тем лучше — можно ориентироваться на технические выкладки и обзоры, но в идеале лучше попробовать самому.

Термин «боке» (от яп. ボケ — «размытие») — используют для описания части изображения, оказавшейся вне фокуса

Количество лепестков диафрагмы. Влияет на рисунок боке и на вид лучей у источников света при съёмке с длинной выдержкой. Чем больше лепестков диафрагмы, тем ближе к кругу форма световых пятен боке. Выбор зависит от предпочтений фотографа — какой рисунок больше нравится или какой больше подходит для художественной задачи.

Термин «боке» (от яп. ボケ — «размытие») — используют для описания части изображения, оказавшейся вне фокуса
Объектив с пяти‑ и девятилепесковой диафрагмой
Фотопримеры взял из статьи: What Are Aperture Blades?

Форма световых пятен боке на диафрагме f/8, фото в расфокусе для наглядности:

Фотопримеры взял из статьи: What Are Aperture Blades?
Семилепестковая
Десятилепестковая

Многоугольная форма световых пятен при длинной выдержке на закрытой диафрагме f/16 превращается в звёздочку:

Пятилепестковая
Девятилепестковая

Как правило, при нечётном количестве лепестков диафрагмы количество лучей звёздочки удваивается, а при чётном — количество лучей равно количеству лепестков.

В следующем совете расскажу о том, как читать названия объективов — что значат цифры, буквы, аббревиатуры и прочее.


P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»
Фотосъёмка
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы