Первое хранилище человеческих знаний — мозг. Чтобы им пользоваться, не нужно ничего изобретать, он работает сразу. Голова подходит, чтобы хранить знания одного индивидуума. Устное народное творчество прекрасно передаётся из поколения в поколение без записи. Но человеку свойственно забывать и искажать информацию, а внезапная смерть сотрёт знания предков. Если нужно долго хранить большой объем разнородных данных, стоит поискать хранилище понадёжнее.

Достоверно неизвестно, когда люди начали рисовать. Рисунки на твердых поверхностях сохраняют знания надолго. Камни долговечнее людей, поэтому внезапная смерть художника не влияла на сохранность информации. С помощью рисунков рассказывают истории, объясняют технологии и строят маршруты. Рисунок — универсальный язык, который не требует перевода.

Инструкция сборки шкафа. Икея
Инструкция сборки шкафа. Икея

Увы, изображения не подходят для хранения некоторых видов знаний. На рисунке сложно показать большие числа, имена героев, однозначно описать абстрактные понятия и нюансы сложных технологий. Письменность решила эти проблемы. Люди записали и сохранили длинные истории, технологии строительства, сельского хозяйства, ведения войны и других аспектов жизни. Текст и изображения дополняют друг друга, изображения показывают внешний вид, текст раскрывает детали и описывает события.

С момента изобретения письма знания хранились в виде рукописей на разных носителях: камнях, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бумаге. В 19 веке появились фотография и фонография. Принципиальное отличие новых способов хранения информации в том, что она не интерпретируется рассказчиком или художником. Зритель видит и слышит объект так же, как автор.

Свет, звук, электрическое и магнитное воздействия представляют собой аналоговые сигналы. Музыка, изображения и другие виды информации формируются в человеческом мозге такими сигналами. Поэтому, чтобы сохранить или передать музыку и изображения, нужно научиться записывать эти сигналы. Сначала придумали переводить сигналы из одного вида в другой, более удобный для записи или передачи.

Первые звукозаписывающие устройства переводили колебания звуковых волн в механическую неровность на цилиндре и пластинке. Проигрыватели считывали её и конвертировали обратно в звук. В 20 веке звуковые волны преобразуют в колебания магнитного поля, которое намагничивает носитель — проволоку или ленту.

Диктофон Дженерал Электрик на магнитной проволоке, модель 51. Музей истории США
Плеер Сони ТиПиЭс‑Л2. Волкманцентрал
Диктофон Дженерал Электрик на магнитной проволоке, модель 51. Музей истории США
Плеер Сони ТиПиЭс‑Л2. Волкманцентрал

C середины 20 века аналоговые сигналы научились переводить в цифровой вид — ведь код можно хранить и передавать как угодно. Кодом могут быть не только символы, записать цифровую информацию можно с помощью дырок на перфокартах, намагниченности сектора на дискете или последовательности коротких и длинных сигналов.

Так как в цифровой вид можно перевести любую информацию, ученые постоянно экспериментируют с носителями. Например, группа ученых из Гарварда записала гифку скачущей лошади в ДНК клетки. Информацию кодируют с помощью четырёх нуклеотидов, которые цепляют к молекуле в нужной последовательности.

Оригинальная гифка
Гифка, прочитанная из ДНК бактерии. Нейча

В следующем совете поговорим о передаче информации: дым, голуби, горны, оптический телеграф и радиоканалы. Артём Горбунов уже писал о сигналах в системе с управляющим и управляемым, почитайте, пока ждёте совета.

P. S. Это был совет об информатике. Выстраиваем систему знаний о компьютерах, вебе, машинном обучении и всём, что крутится вокруг информации. Присылайте вопросы

Информатика
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы