x
 
Артём Мельников
7 января 2013

Помогите выйти из неудобной ситуации!

Меня пригласили в качестве дизайнера в небольшую видеопродакшн-студию, которая решила заниматься ещё и дизайном (веб, брендинг). И вот они хотят размещать у себя на сайте мое портфолио как своё. Правильно ли это, предоставить своё портфолио, собранное годами на фрилансе?



Артём!

По-моему, это недостойная просьба со стороны работодателя.

Во-первых, присваивать авторство чужих работ позорно. Тот факт, что вы у них работаете, не даёт студии морального и юридического права класть ваши работы в собственное портфолио. Представьте ситуацию с другими героями: скажем, Пушкин подхалтурил четверостишиями для новой газетёнки, а та объявила копирайт на всё его творчество.

Даже если вы согласитесь на это добровольно, ваши работы наверняка останутся в лжепортфолио, когда вы покинете студию, и тогда уже вам придётся доказывать их авторство.

Во-вторых, здесь участвуют не только ваши личные интересы. Новая студия не договаривалась с вашими клиентами, и подобный анонс станет для них неприятным сюрпризом. Вас просят подарить не только работы, но и имена клиентов.

В-третьих, среди ваших старых клиентов могли быть и другие дизайнерские компании. Даже в личном портфолио дизайнер обязан упомянуть, если его работа является частью коллективного творчества. А здесь вы рискуете создать ситуацию, когда работа находится одновременно в трёх портфолио: вашем, студии-клиента и нового работодателя.

Подобным образом действуют шарашкины конторы. Если вы не верите в беспринципность вашего работодателя и готовы мириться с его непрофессионализмом, просто мягко откажите. Станут настаивать — бегите.

Иногда два друга-дизайнера, создающие новую студию, могут договориться, что упомянут на сайте о былых заслугах — так, чтобы клиенты не перепутали личное со студийным. Но только не о работах в других студиях — это путь слабаков.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Виталий Кузнецов
7 января 2013

Я сейчас начинаю как раз делать студию. Думал, как показать клиенту работы.

Решил, что буду показывать работы дизайнера, с которым студия работает.

Всё, что делал дизайнер сам — его портфолио полностью. Всё, что делал в студии — он указан только как дизайнер.

По-моему, это более правильно, если уж надо показать, какие работы может выполнять студия.

Глеб Михальченков
7 января 2013

Тут может быть ещё одна ситуация: студия хочет повысить уровень выпускаемых проектов и для этого нанимает хорошего дизайнера, поэтому и просит «одолжить работы».

Если ситуация такова — тут есть два варианта ее решения:

Первый вариант самый оптимальный: сделать несколько дизайнов для вымышленных клиентов и подписать их в портфолио, например, как «концепция дизайна сайта компании Рога и Копыта», чтобы продемонстрировать уровень работы студии. Можно взять реально существующую компанию и сделать концепт или полностью придумать компанию и сделать для неё сайт, логотип и фирменный стиль, таким образом добавив в портфолио дополнительные работы по графическому дизайну.

Второй вариант рискованный: заключить письменное соглашение о том, что студия может демонстрировать ваши работы только при ведении переговоров с клиентом, без публикации на сайте. Этот вариант, разумеется, самый запасной и тут нужно на все 146% быть уверенным в порядочности студии.

Дмитрий Сержантов
9 января 2013

Интересно, что скажут уважаемые советчики об обратной ситуации: когда дизайнер увольняется с завода и кладёт в своё портфолио работы для прежнего работодателя.

Евгений Максименков
10 января 2013

Если представить работы не как «наша студия сделала», а как «наш дизайнер А. С. Пушкин сделал», то всё выглядит разумно.

Варвара Каратаева
16 января 2013

В обратном случае лично для меня допустима публикация с указанием места работы при условии согласия с этим самого работодателя. Это касается также и аутсорсерских договорённостей.

Что касается случая прямого, указанного в исходном вопросе — лучше действительно договориться об оплачиваемом создании нескольких фейков, чем разбираться потом со старым клиентом, работавшим явно не со студией.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как дизайнеру общаться с разработчиком? 2 Почему разработчик зарабатывает больше дизайнера? 2 Что такое профессиональная этика? 7 Почему стоит делиться знаниями




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Экран ожидания в поликлинике 6 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8