В 2009‑м году в бюро придумали интерфейс универсальной фотогалереи, отвечающей нашим представлениям о прекрасном: о масштабировании, перетаскивании, подстановке превьюшек строго под курсор мыши при смене кадров — кликай в своё удовольствие.
Но когда Артём Поликарпов превратил этот интерфейс в доступный всем продукт — «Фотораму», он поддержал малый бизнес эффективнее любой госпрограммы. Начинающий предприниматель может поставить фотографии товаров в галерею на свою страничку и сразу начать торговать. Не дожидаясь, пока появятся деньги на полноценный сайт.
Страница свадебного салона «Мэри Трюфель», изначально задуманная как простая заглушка, помогла продать платья в первый же день открытия офлайнового магазина. На странице стоит «фоторама»:
Это не Народ.ру, это настоящая демократизация сайтостроения.
Вместе с тем, ничто так не бесит, как рекламные карусели и слайдеры, управляемые кликом.
Вершину горы идиотизма занимают банеры, переключаемые круглыми точками:
Мало того, что читатель вынужден пройти этап стрельбы по мишеням биатлона. Мало того, что эти крошечные кружочки ничего не сообщают о своём содержании — в какой прикажете стрелять, второй или четвёртый? Так они ещё и самостоятельно переключают страницы, решая за посетителя, что тот уже достаточно рассмотрел.
Не сильно лучше банеры и товары, листаемые стрелками:
В чём же проблема? В мире мышей и тачскринов прозвучит парадоксально, но прицельный клик — самый дорогой, неудобный и неэффективный жест.
Рассмотрим обычную навигацию по ссылкам. Полезный результат — переход — состоит из целой последовательности действий: просмотр, обнаружение, принятие решения, прицеливание, клик. Закон Фиттса требует от пользователя дополнительных усилий, приводит к моторным ошибкам. Притом «слепые» кружки и кнопки‑стрелки требуют этой оплаты авансом, вызывают раздражение и разочарование.
Сравните с обычной прокруткой. Колесо или тачпад всегда под рукой и тратят минимум энергии и внимания.
Никто не отменяет динамику и компактность. На промостранице журнала «Главбух» этаж отзывов занимает место ровно одного отзыва. Кнопки переключения крупные, сами мнения необязательны к просмотру, важнее факт существования счастливых читателей:
Однако вопросы и ответы на той же странице управляются обычной прокруткой. Залипающая левая колонка для навигации по списку синхронизированна с прокруткой страницы:
Итак, чем же фоторама с товарами лучше листалки банеров?
Фоторама | Карусели и слайдеры |
Просмотр представляет для посетителя сайта самостоятельную ценность. | Листание банеров ценности не представляет. |
Фоторама использует жесты прокрутки и перетаскивания, а также подставляет превьюшки под курсор при листании кликом. | Карусели не используют прокрутку, заставляют целиться в неинформативные кнопки — стрелки и кружки. |
Используется по делу. | Используются как костыль при нехватке места и воображения. |