Максим!

Авторские права на произведение возникают с момента его создания. Как только автор написал статью, снял фотографию или нарисовал картинку, у него появились имущественные и неимущественные авторские права.

Имущественные права приносят деньги — их можно передать, продать или отдать в залог, заключив договор. К ним относятся право на воспроизведение, распространение, импорт, прокат, публичное исполнение, практическую реализацию, сообщение в эфир или по кабелю, перевод и переработку. Совокупность имущественных прав закон называет исключительным правом.

Неимущественные права неразрывно связаны с личностью автора. Только автор или его наследник могут ими пользоваться. Их нельзя никому продать или подарить. Пункт в договоре о передаче таких прав противоречит закону и поэтому недействителен.

Неимущественные авторские права могут принадлежать одному или нескольким физическим лицам, чьим творческим трудом создано произведение. Такие права не могут принадлежать компании.

Право авторства часто путают с авторским правом. Первое — право автора признаваться автором произведения и требовать, чтобы на каждом экземпляре произведения было его имя или псевдоним. Второе — обобщённое название правовой отрасли, которому в Гражданском кодексе посвящена целая глава.

Неимущественное право на имя даёт автору возможность использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Знак копирайта не всегда показывает на автора. Согласно закону, его ставит правообладатель, чтобы оповестить о принадлежащем ему праве использовать произведение любым законным способом. Если автор передал такое право, правообладателем стал тот, с кем автор заключил договор.

Работы в портфолио студии и название в подвале клиентского сайта — хорошая реклама. Чтобы правильно реализовать свои права, я советую взять за основу раздел 7 договора бюро.

Если клиент будет возражать против формулировок, у вас есть повод для торга. По закону клиент обязан указать имена всех авторов, чьим трудом создан сайт. Чтобы не нарушить неимущественные авторские права, клиенту придётся указать в подвале всех авторов сайта, что для него заведомо неудобнее, чем скромный логотип студии и ссылка на её сайт.

Дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Если дизайнер — не единственный создатель сайта, он обязан указать своих соавторов, иначе нарушит их права. Редкий дизайнер студии работает без помощи арт‑директора и технолога.

Право на неприкосновенность произведения запрещает менять, сокращать или дополнять его без согласия автора. Чтобы исправить в тексте грамматические и орфографические ошибки, сделать логотип синеньким или заблюрить фотку, правообладатель должен заручиться письменным согласием автора.

Пародии не нарушают право на неприкосновенность произведения, потому что они — самостоятельный объект авторских прав. Можно спародировать Кемпа, но нельзя издать искалеченную книгу под его именем со старым названием, получив за это деньги.

Автор вправе взыскать моральный вред, если изменённое произведение его оскорбляет или наносит ущерб его репутации. Судебная практика показывает, что чаще всего суд взыскивает с нарушителя не больше десяти тысяч рублей, хотя бывают неожиданные исключения.

Автор вправе обнародовать произведение, сделав его доступным для всеобщего сведения, или дать соответствующее согласие. Если автор передал экземпляр произведения по договору, считается, что он реализовал своё право на обнародование.

Автор может отозвать решение обнародовать произведение, если возместит правообладателю убытки, причинённые отзывом. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. Автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, также возместив причинённые этим убытки.

Право на отзыв не распространяется на программы, служебные произведения, созданные по трудовому договору и элементы сложных объектов. На мой взгляд, сайт — сложный объект, который состоит из программного кода, текстов и картинок, поэтому в этом случае право на отзыв вряд ли сработает.


Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.

Дизайн и право
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы