x
 
Максим Ткачук
3 августа 2013

Владимир! Расскажите, пожалуйста, об авторских правах, не подлежащих передаче.



Максим!

Авторские права на произведение возникают с момента его создания. Как только автор написал статью, снял фотографию или нарисовал картинку, у него появились имущественные и неимущественные авторские права.

1228 ГК

Имущественные права приносят деньги — их можно передать, продать или отдать в залог, заключив договор. К ним относятся право на воспроизведение, распространение, импорт, прокат, публичное исполнение, практическую реализацию, сообщение в эфир или по кабелю, перевод и переработку. Совокупность имущественных прав закон называет исключительным правом.

1270 ГК

Неимущественные права неразрывно связаны с личностью автора. Только автор или его наследник могут ими пользоваться. Их нельзя никому продать или подарить. Пункт в договоре о передаче таких прав противоречит закону и поэтому недействителен.

1267 ГК

Неимущественные авторские права могут принадлежать одному или нескольким физическим лицам, чьим творческим трудом создано произведение. Такие права не могут принадлежать компании.

1218 ГК

Право авторства часто путают с авторским правом. Первое — право автора признаваться автором произведения и требовать, чтобы на каждом экземпляре произведения было его имя или псевдоним. Второе — обобщённое название правовой отрасли, которому в Гражданском кодексе посвящена целая глава.

Неимущественное право на имя даёт автору возможность использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

1265 ГК

Знак копирайта не всегда показывает на автора. Согласно закону, его ставит правообладатель, чтобы оповестить о принадлежащем ему праве использовать произведение любым законным способом. Если автор передал такое право, правообладателем стал тот, с кем автор заключил договор.

1271 ГК

Работы в портфолио студии и название в подвале клиентского сайта — хорошая реклама. Чтобы правильно реализовать свои права, я советую взять за основу раздел 7 договора бюро.

Если клиент будет возражать против формулировок, у вас есть повод для торга. По закону клиент обязан указать имена всех авторов, чьим трудом создан сайт. Чтобы не нарушить неимущественные авторские права, клиенту придётся указать в подвале всех авторов сайта, что для него заведомо неудобнее, чем скромный логотип студии и ссылка на её сайт.

Дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Если дизайнер — не единственный создатель сайта, он обязан указать своих соавторов, иначе нарушит их права. Редкий дизайнер студии работает без помощи арт-директора и технолога.

5 ФЗ «О коммерческой тайне»

Право на неприкосновенность произведения запрещает менять, сокращать или дополнять его без согласия автора. Чтобы исправить в тексте грамматические и орфографические ошибки, сделать логотип синеньким или заблюрить фотку, правообладатель должен заручиться письменным согласием автора.

1266 ГК

Пародии не нарушают право на неприкосновенность произведения, потому что они — самостоятельный объект авторских прав. Можно спародировать Кемпа, но нельзя издать искалеченную книгу под его именем со старым названием, получив за это деньги.

Автор вправе взыскать моральный вред, если изменённое произведение его оскорбляет или наносит ущерб его репутации. Судебная практика показывает, что чаще всего суд взыскивает с нарушителя не больше десяти тысяч рублей, хотя бывают неожиданные исключения.

152 ГК

Автор вправе обнародовать произведение, сделав его доступным для всеобщего сведения, или дать соответствующее согласие. Если автор передал экземпляр произведения по договору, считается, что он реализовал своё право на обнародование.

1268 ГК

Автор может отозвать решение обнародовать произведение, если возместит правообладателю убытки, причинённые отзывом. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. Автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, также возместив причинённые этим убытки.

Право на отзыв не распространяется на программы, служебные произведения, созданные по трудовому договору и элементы сложных объектов. На мой взгляд, сайт — сложный объект, который состоит из программного кода, текстов и картинок, поэтому в этом случае право на отзыв вряд ли сработает.

1269 ГК

P. S.
Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Maxim Hanke
4 августа 2013

Владимир, добрый день!

Спасибо за развернутый ответ. Тем не менеее, хотелось бы его еще немного расширить. В каких случаях возможно использовать чужие работы на сайтах?

Кейс из жизни: недавно мы делали сайт для стилиста, который занимается подбором одежды. На сайте запланирован раздел «лукбук», в котором стилист берет фотографии хорошо одетых моделей из разных изданий и каталогов модной одежды.

Цель — показать примеры хороших нарядов и разобрать композицию по деталям (например, синие джинсы хорошо сочетаются с этой курткой и коричневыми ботинками, это пример городского образа).

Возможно ли использование чужих материалов в образовательных целях? Я не сумел найти ответа для клиента, но что-то подсказывает, что это косвенно является коммерческим использованием и нельзя.

Заранее спасибо, если сможете раскрыть этот вопрос подробней.

Алексей Нилов
6 сентября 2013

У нас есть схожая проблема, которую озвучил Maxim Hanke. Это касается интересных материалов из раздела Новости. Например, «в Турине прошёл такой-то профильный Фестиваль, на котором было и то, и это. Обратите внимание, как был сделан этот велосипед — мы уверены, его изобрели заново». При этом материалы берутся из СМИ, в том числе, со ссылкой на сами СМИ. Понятно, что тексты пишутся самостоятельно, а не копируются, но насколько это вообще правомерно? И можно ли использовать чужие иллюстрации для такого информационного разбора? И вторая часть проблемы: каталоги. Клиенты перепродают товар, интернет-магазин изобилует каталожными фотографиями. Насколько это правомерно?

Евгений Лысый
25 декабря 2013

Не могли бы вы пояснить два момента касательно высказывания «По закону клиент обязан указать имена всех авторов, чьим трудом создан сайт»:

1. Где об этом говорится в нормативно-правовой документации? Не являюсь юристом, а потому не осилил поиск статьи или пункта в законодательстве, который бы подтверждал вышеуказанную фразу.

2. Если сайт был создан мной без официального договора, а, скажем, по дружбе, то можно ли в этом случае говорить об авторском праве и требовать ссылку на меня в подвале сайта?

Олег Аллахяров
12 сентября 2017

Подскажите, пожалуйста, по ситуации:
Вася работает в ООО «Никель-кадмий» клерком. Немного дизайнит, верстает и кодит. В общем, делает сайты на «вольных хлебах». Директор просит сделать сайт фирмы за символический гонорар, без договора. Фактически Вася — автор, юридически ничего не оформлено, к тому же он — сотрудник фирмы.

Какие у Васи права на сайт?
Может ли он размещать ссылку на сайт в своём портфолио?

Анна Павлова
6 сентября 2019

«Автор вправе обнародовать произведение, сделав его доступным для всеобщего сведения, или дать соответствующее согласие. Если автор передал экземпляр произведения по договору, считается, что он реализовал своё право на обнародование».

1. То есть, после этого выкладывать работу в портфолио нельзя? Или всё-таки «дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну»? Или выложить в портфолио не значит обнародовать?

2. Если клиент отказывается ставить на сайт логотип дизайн-бюро, которое этот сайт создало, то, получается, все сотрудники бюро могут потребовать от клиента разместить на сайте свои имена в судебном порядке?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Тайные знания об НДА Кто должен покупать шрифт, использованный в логотипе? 1 Какую лицензию нужно покупать, чтобы использовать шрифт в стикерпаке для Телеграма? Где я могу найти информацию об использовании шрифта Bell MT Bold в логотипе?




Недавно всплыло

3 Невозможно собрать портфолио 1 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 1