ФФФ — принцип fix time, fix money, flex scope. Участники проекта исходят из постулата: невозможно гарантировать 100% функций за 100% времени и 100% бюджета без ущерба для качества проекта. Мы считаем, что недопустимо жертвовать временем проекта — это невосполнимый ресурс. Поэтому дедлайн несдвигаем. Нельзя тратить дополнительные деньги — проект незаметно и быстро превратится в расходную трубу. Поэтому бюджет фиксирован. Нельзя жертвовать качеством, потому что репутацию очень сложно заработать и очень легко потерять. Поэтому качество всегда должно быть высоким.

А с функциями ситуация неожиданно благоприятная: это дело наживное. Новые функции можно добавить позднее, к тому же это создаст положительный информационный повод для клиентов. И всегда лучше, если первая версия продукта не перегружена кнопками и настройками — пользователям изначально проще её освоить.

Казалось бы, правильная и идеальная картина.

Проблема в том, что есть существенная разница между тем, чтобы решить делать зарядку и делать её каждый день. Даже если клиент заранее согласен с вашими принципами, любой «флекс» всегда будет болезненным и встретит сопротивление.

ФФФ не нужен, когда в проекте всё идёт хорошо. Если вы «недообещали» клиенту, возможно, у вас появится возможность сделать даже больше, чем запланировано.

ФФФ придуман для плохих времён, для ситуаций, когда в проекте возникает проблема.

И тогда вдруг оказывается, что отказываться от функций не хочет никто — ни клиент, который уже видел картинку с красивой кнопкой, ни дизайнер, который эту кнопку придумал. Какие бы слова вы ни сказали клиенту перед проектом об ФФФ (а все эти слова нужно обязательно сказать заранее), отказ от задуманного сделает ему больно и неприятно. Потому что «флекс» всегда означает, что исходные ожидания клиента будут обмануты.

Поэтому обязательное условие отказа от функций — обсуждение проблемы с клиентом. Ни одна кавычка не может быть опущена в финальном продукте без ведома и согласования с клиентом.

Скрытый «флекс», о котором становится известно постфактум,— самое страшное преступление против отношений с клиентом, на которое только может пойти дизайнер. Если дизайнер, ведущий проект, по собственной инициативе скрывает «малозначительную» кнопочку на сайте, это значит, что он морально готов к конфликту, разрыву отношений и суду с клиентом. То есть действует против интересов бюро.

Это не преувеличение. Все последствия легкомыслия мы испытали на собственной шкуре.

Поэтому в гайдлайнах бюро прямо сказано, что за первый «флекс» без согласования с клиентом дизайнеру полагается отрубить левое яичко, а за повторный — правое. Эта метафора передаёт серьёзность намерений бюро в борьбе за оправдание ожиданий клиента.

Управление проектомВзаимоотношения с клиентомФФФБюроЛучше недообещать, чем переобещать
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы