Заголовок — базовый элемент вёрстки.
Мы неслучайно рассматриваем заголовки сразу в трёх дисциплинах Школы бюро: в «Типографике и вёрстке», «Интерфейсе и информации» и, конечно, «Тексте и редактуре». Заголовок задаёт конструкцию страницы, помогает воспринять смысл и решает информационные задачи автора.
Заголовок — не просто формальное резюме текста, иначе от него стоило бы избавиться как от лишнего повтора.
Заголовок привлекает внимание и возбуждает интерес читателя. Если на странице нет иллюстраций, читатель первым делом заметит крупные надписи. По заголовкам он примет решение о дальнейшем чтении или даже выберет между несколькими текстами.
Заголовок мгновенно ориентирует в смысле — как навигационная табличка на двери. Это первый ключ к пониманию: «где я, куда я попал?». Эффективность инструкции, сложной схемы или интерфейсного экрана может зависеть от ясности и информативности заголовка.
Заголовок служит якорным объектом, организует страницу и её отдельные части. Он обозначает и даёт форму блокам текста, направляет чтение. Размеры заголовков показывают сравнительную важность или логическую вложенность текстов.
Простейший заголовок — это крупная однородная надпись строчными буквами с прописной в начале и без точки в конце:
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Нет необходимости делать заголовок жирным, если он достаточно крупный и хорошо заметен в простом начертании. Однако для контраста с текстом в мелких кеглях без полужирного не обойтись:
Робинзон Крузо
Роман Даниэля Дефо, впервые
опубликованный в апреле 1719 года,
названный по имени главного героя.
Если заголовок занимает несколько строк, необходимо избегать висячих союзов и предлогов и нелогичных переносов. Плохо:
Жизнь и удивительные
приключения Робинзона
Крузо
Хорошо:
Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо
Заголовок — синтаксически самостоятельный цельный элемент. Сегодня плохой тон визуально дробить его на части стилями:
ЖИЗНЬ
и удивительные приключения
Робинзона Крузо
Этот приём подходит в редких случаях вроде книжного титула или плаката. Даже «безобидное» выделение жирным части заголовка в декоративных целях часто выдаёт любительскую вёрстку:
Жизнь и удивительные приключения Робинзона
Крузо
Это не значит, что заголовок не может быть составным. Дополнительные элементы заголовка помогают сделать его основное тело короче и заметнее, сориентировать и заинтересовать читателя:
Заголовок обычно «накрывает» текстовый модуль, к которому относится, и принимает его форму. Это помогает отделить соседние модули и подсказать направление чтения. Горизонтальный блок с широким заголовком:
Если длины заголовка не хватает, чтобы накрыть модуль, соседние модули по вертикали могут вступить в незапланированные связи и нарушить порядок чтения:
В таких случаях приходится дополнительно отделять модули, например линейками:
Заголовок узкого вертикального модуля обычно переносится на несколько строк:
При этом важно соблюдать правила переносов и не допускать чрезмерного количества строк в заголовке — это выглядит сложно и уродливо, плохо читается, ломает сетку любого сайта или издания:
Спасают положение составные заголовки, выбор подходящего кегля и, конечно, редакционная политика:
Вертикальные расстояния у заголовков
Это был понедельничный совет о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы.