x
 
Дмитрий
13 июля 2014

Максим, здравствуйте!

Я работаю редактором в небольшой интернет-газете и часто вижу в текстах журналистов довольно очевидные, на мой взгляд, ошибки и описки. С одной стороны, я понимаю, что моя работа как редактора их исправить и, если надо, переработать текст, чтобы получить близкий к идеалу вариант. С другой — надоедает каждый раз переписывать «сырые» формулировки и править недосмотренную орфографию.

Как объяснить молодым журналистам (а у нас в штате все такие), что нужно внимательнее относиться к тому, что они пишут, не обидев их и не натолкнувшись на стену непонимания?

Может быть, у вас был подобный опыт?



Дмитрий! Писать грамотно — профессиональная обязанность любого человека, который работает с текстом. Грамотность — не привилегия и не преимущество, а минимальное требование, причём не только для журналиста и писателя, но и для дизайнера, верстальщика, арт-директора, программиста и менеджера. Журналисту должно быть стыдно писать с ошибками. Повесьте в редакции острый политический плакат, что, мол, с ошибками пишут только ваши идеологические враги.

Однако ошибки и описки встречаются даже у грамотных людей. Чтобы быстрее их находить и исправлять, советую использовать полуавтоматические системы проверки орфографии и пунктуации. Помогает даже встроенная в «Ворд» проверка орфографии, но есть и более умные. Дайте эту систему авторам и введите в редакции правило: редактор не принимает материалы, если они не прошли автоматическую проверку. Просто возвращайте статью, если автор не потрудился пропустить её через орфокорректор. Пусть орфокорректор станет вашим беспристрастным арбитром.

Исправлять сырые формулировки — работа редактора, тут ничего не поделаешь. Но если вы встречаете у своих авторов одни и те же ошибки, попробуйте описать их в редакционной политике издания. Опишите, как правильно и неправильно. Систематизируйте свой опыт в виде подробного руководства. Возвращайте авторам материалы, если они не соответствуют редполитике.

В редполитике газеты «Ведомости» описаны требования к структуре статьи:

  • В новостных — и почти во всех остальных — статьях первый абзац должен представлять собой одно ясное и сильное утверждение.
  • Ответы на вопросы «кто?», «что?», «сколько?», «где?», «почему?», «когда?» и «каковы ожидаемые последствия?» должны содержаться в первых трёх абзацах статьи. Вся статья должна не только объяснять причину события, но и давать четкий ответ на вопрос «что дальше?».

Когда автор приносит статью, которая не соответствует редакционной политике, у вас полное право вернуть её на доработку. Редполитика — это должностная инструкция автора. Если текст не соответствует редполитике, автор не выполнил свою работу.

Возраст автора не имеет значения: курс русского языка все проходят ещё в школе. Молодым авторам даже лучше: они ещё помнят, чему их учили.

См. также
Почему дизайнер должен уметь писать
Редполитика в отношении мата, названий на иностранном языке
О стандартах качества в тексте
P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Андрей Михайлов
13 июля 2014

Контроль качества — это управляемые конфликты.

Редактору давать два рубля за каждую исправленную орфографическую или пунктационную ошибку, а у журналиста эти два рубля отнимать. Так люди сами себе быстро составят инструкции.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как узнать, что нужно читателям? 1 О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? 4 Почему в бюро пишут «Гугль», а не «Гугл»? 1 Как писать «вы» и «ваш»?