Главное изобретение человека — не колесо, а прямоугольник. Круг не надо придумывать: посмотрел на небо — висит солнце, бросил камень в озеро — пошли круги. А прямоугольник в природе встретить негде. В самом человеке нет ничего прямоугольного.
Прямоугольник — главная геометрическая фигура цивилизации. Вокруг человека прямоугольники: экран монитора, телефон и кошелёк в кармане, банкноты в кошельке, гитарный гриф, рабочий стол, подушка на диване, диван, книги, шкаф, комната, окна, двери, ступеньки, дорога, фасады.
Прямоугольник получил исключительное значение благодаря способности делиться на любое число прямоугольников любых пропорций:
Существуют особые пропорции и способы деления прямоугольников. Например, прямоугольник с пропорциями «золотого сечения» отсекается квадратом из другого прямоугольника
А прямоугольник c длинной стороной, равной диагонали квадрата с его короткой стороной, воспроизводится в меньшем размере при делении пополам. Это свойство в основе линейки форматов бумаги ДИН:
Прямой угол — угол между вертикалью и горизонталью, двумя главными направлениями гравитации. Поэтому прямоугольник сразу нашёл применение в архитектуре. Египетские пирамиды и византийские крепости построены из прямоугольных кирпичей и обработанных каменных блоков. Деревянные дома сделаны из прямоугольных столбов и досок или сложены из круглых брёвен — но прямоугольных в проекции.
Прямоугольник не только держит крышу над головой, но и определяет планировку здания. Колонны сводов европейской архитектуры образуют прямоугольную сетку, внутренние помещения почти всегда прямоугольны.
Японский коврик «татами» — прямоугольник с пропорциями двух квадратов. Татами вмещает двух сидящих или одного спящего человека, но со временем полы комнат стали покрывать целиком, укладывая маты в разных комбинациях:
Повсеместное производство татами привело к стандартизации их размеров. А стандартизация татами привела к особой системе мер и пропорций всего японского дома. Это пример модульного дизайна в архитектуре.
С изобретением письменности и бумаги прямоугольники пришли в книгоиздание. Книги, страницы и текст прямоугольны:
Нематериальная информация получила физическую прямоугольную форму — «флетланд» в терминологии Эдварда Тафти.
В XX веке типографы придумали делить страницу на невидимые прямоугольники — изобрели модульную сетку:
Последователи швейцарской типографики загоняли заголовки, колонки текста и иллюстрации в одинаковые прямоугольники без разбора:
Унифицировали размеры не только иллюстраций, но даже их частей:
«Прямоугольниками» выступают не только элементы вёрстки, но и пространство между ними. Дизайнер Сергей Серов пишет о швейцарской типографике: «Здесь мы экономим по будням, гуляем по праздникам. Накапливаем серый тон в одном месте, собираем по полпунктика на каждой строчке — выстреливаем чёрно‑белым в другом. Создаем спуск для рубрики, выделяем специальное белое поле для заголовка, подзаголовка, подрисунка или какого‑либо другого типографического элемента, и это автоматически придаёт такому элементу исключительную визуальную значимость».
Сайты и экранные интерфейсы состоят из разнокалиберных элементов: навигационных шапок, меню, кнопок, иконок, панелей инструментов, лент новостей, тизеров, форм ввода, виджетов и плашек. Тексты выводятся из базы данных и имеют непредсказуемую длину. Попытки впихнуть современное экранное издание в квадратно‑гнездовую систему швейцарских модульных сеток выглядят натужно и формально:
Аккуратно организовать информацию помогает гибкая модульная вёрстка. Принцип: макет должен быть «нарезан» на аккуратные непересекающиеся прямоугольные модули:
Модули не должны пересекаться и налезать друг на друга. Они должны иметь прямоугольную форму, согласовываться друг с другом по ширине и высоте и составлять вместе общий прямоугольник страницы или экрана. Необязательно полностью заполнять модули информацией — главное, чтобы прямоугольники читались. В вёрстке полноправно участвует пустота, или контрпространство, которое также должно иметь простую прямоугольную форму. Элементы вёрстки в модулях должны следовать правилу якорных объектов.
Модульная вёрстка — это деление прямоугольников.
P. S. Это был понедельничный совет о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы.