«Сделать» значит
Сдать
Если жена попросит купить хлеб, выполнить задание будет несложно. Задача чёткая, хлеб продаётся везде, его форма и свойства стандартизированы. Ожидания жены понятны.
«Сделать» значит
Сдать
А как сделать задачу, где результат нечёткий? Чтобы изобрести новый вид хлеба, разработать программу или отправить человека на Марс, придётся постараться. Сколько это займёт времени и сколько будет стоить, никто точно не знает. Такие задачи называют проектами.
Проекты в магазине не продаются, каждый не похож на другой, и на старте никто не знает, что получится в конце. Разработка проекта ведётся в условиях крайней неопределённости. Ожидания клиента заранее не известны даже ему самому. В этом случае участники проекта договариваются, при каких условиях работа считается сделанной. Исполнитель сдаёт проект клиенту.
Из‑за высокой неопределённости клиенту трудно принимать решения, поэтому работа над проектом похожа на работу алгоритма оптимизации — к цели движутся шагами, корректируя направление в контрольных точках. Контрольных точек должно быть достаточно для того, чтобы учесть замечания клиента. Рассмотрим пример работы над задачей длиною в неделю.
Новичок заряжен и самонадеян, поэтому считает, что если дедлайн в следующий понедельник, то он может работать всю неделю вместе с выходными. В понедельник оказывается, что у клиента куча замечаний, исправлять которые нет времени. Новичок просит увеличить срок, проект растягивается:
Фрилансер бездельничает всю неделю, берётся за проект на выходных. Результат похож на результат новичка — у клиента множество замечаний, исправлять которые некогда. Фрилансеру проще убежать от сложностей и пожертвовать репутацией, чем решить проблему. Он бросает проект и ищет другого клиента, с которым его схема пройдёт, не забыв оставить гневный комментарий на сайте «Клиенты из ада»:
Профессионал работает системно. Первый результат показывает в понедельник или вторник. Получив замечания и скорректировав направление, докручивает в середине недели и не забывает оставить денёк на полировку — в конце клиент всегда просит поправить мелочи. Выходные хороший исполнитель оставляет для отдыха.
Контрольные точки — гвозди, которые не дают проекту растянуться и развалиться:
Работа с клиентом в каждой контрольной точке требует навыков презентации, сбора и сортировки замечаний, переговоров. Об этих навыках мы поговорим отдельно.
«Сделать» значит сдать.
В следующем совете — страшная тайна.
P. S. Это был совет об управлении проектами, людьми и собой. Присылайте вопросы.