x
 
Никита Л
21 марта 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как правильно писать имена пользователей в списках?

Есть мнение, что последовательность «фамилия → имя → отчество» удобнее, т. к. по фамилии проще найти нужного человека. Насколько такая последовательность уместна? Мне она не нравится, но аргументировать последовательность «имя → отчество → фамилия» в списке я не могу.

Зависит ли такая последовательность от контекста страницы? Прикрепил пример: рейтинг пользователей и список пользователей компании. Стоит ли совмещать два типа написания?


В русском языке имя человека идёт перед фамилией. Александр Сергеевич Пушкин написал «Евгения Онегина», а не «Онегина Евгения». «Войну и мир» написал Лев Николаевич Толстой, а не Толстой Лев Николаевич.

К сожалению, население России называет себя задом наперёд, независимо от места проживания, чина, статуса и социальной группы. «Петров Иван!» — получает перевод на почте пенсионер. «Алло, это Пупкин Василий», — здоровается менеджер среднего звена. «Сидорова Алина Дмитриевна», — заполняет анкету при приёме на работу молодая учительница.

Инверсия закладывается ещё в нашем общем школьно-лагерном детстве. Для упрощения поиска фамилии в школьном журнале записаны перед именем. Алина Дмитриевна так и зачитывает вслух: «Пупкин Василий к доске». Пупкин идёт к доске.

В 16 лет Василий получает паспорт, в котором написано «Пупкин Василий Константинович», и окончательно уверывает, что так звучит его имя. А потом всю жизнь заполняет «фио» в анкетах и представляется задом наперёд.

Понятно, что имена инвертированы не только в школьных журналах, но и во всех официальных картотеках, что косвенно объясняет, но, на мой взгляд, не оправдывает обратный порядок имени в паспортах.

Образованный человек уважает своё имя и представляется правильно сам. Образованный дизайнер уважает свой язык и правильно представляет имена других людей в макетах.

Но ваш вопрос касается списков и таблиц. С ними не всё так просто — школьный журнал-то должен служить своей цели.

Назначение таблиц — поиск информации и сравнение данных. Хороший дизайнер использует порядок колонок и формат значений для упрощения поиска. Поэтому поставить фамилию вперёд в таблице не преступление, но не стоит делать этого без причины.

И рейтинг, и список сотрудников нужны для поиска. Но в рейтинге ключом к поиску служит не фамилия, а номер места. В первую очередь нас волнует, кто на первых местах, и только потом — на каком месте интересный нам персонаж.

О таблицах в совете о вёрстке текстовых страниц

Поэтому в рейтинге, как правило, инвертировать имя нет необходимости:


Разумно предположить, что участник рейтинга будет искать себя. Для этого стоит выделить его персонально:


В любой же картотеке ключом служит именно фамилия. Если отсортировать список людей по фамилии, но оставить имя впереди, список станет неудобен для поиска. Выделение фамилий полужирным на Айфоне не помогает глазу, а превращает список в кашу:


Поэтому по правилу «ключ — вперёд» фамилии в алфавитном указателе должны стоять впереди:


А уже в самой карточке нет никаких разумных причин коверкать русский язык и приучать людей к казённому «фио».

Рейтинг новогоднего чемпионата оленеводов на сайте бюро

Поделиться
Отправить

Комментарии

Юрий Рогуля
21 марта 2016

Когда то очень давно взял себе за правило писать в записной книжке (сначала бумажной, потом в телефоне) сначала имя, потом фамилию. Этот подход 100 раз выручал, так как фамилию не всегда помнишь (и не всегда знаешь, например, «Эдик ремонт компьютера»), а при сортировке по имени всегда быстро находишь нужный контакт.

Глеб Михальченков
21 марта 2016

По-моему, если на странице или экране несколько десятков строк, и тем более, если список состоит из нескольких сотен строк — пропадает смысл поиска по алфавиту через прокрутку.

Гораздо удобней, когда строка поиска находит или подсвечивает нужную информацию, при этом неважно, в каком формате хранятся имена: ФИО, ИОФ и так далее.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве 5 Расскажите о клише и устойчивых выражениях 13 Как сделать нагляднее таблицу перфорированных лотков? Часть вторая 5 Без стоп-слов текст мне кажется сухим, чёрствым, грубым и резким 33