x
 
Олеся К.
29 мая 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, что писать в начале статьи? Нужно ли в статье введение и как его организовать?


Что писать во вве­де­нии к ста­тье — и нужно ли оно вообще — зави­сит от задачи. Вве­де­ние помо­гает решить пять задач:

  • при­влечь вни­ма­ние к статье,

  • создать моти­ва­цию для чтения,

  • погру­зить в про­блему или настро­ить на волну,

  • опу­стить оборону,

  • помочь разо­браться в логике статьи.

Привлечь внимание

В СМИ и соц­се­тях часто при­хо­дится писать для ску­ча­ю­щего и неза­ин­те­ре­со­ван­ного чита­теля. Чтобы при­влечь его вни­ма­ние, жур­на­ли­сты исполь­зуют жёст­кие, скан­даль­ные и нестан­дарт­ные вве­де­ния. Его назы­вают кике­ром — от kick, «врезать»:

Когда мы раз­няли этих двоих, все уже выбе­жали из своих куби­ков и стол­пи­лись возле фон­тан­чика. Главред пле­вал кро­вью прямо на пол, изда­тель ещё пытался его достать, но мы его крепко дер­жали. «За Бей­онсу ты мне ещё отве­тишь!» — про­хри­пел главред и похро­мал к выходу. Так спор о пра­виль­ном напи­са­нии имени Beyoncé закон­чился, не начавшись.

Когда изда­ние доро­жит репу­та­цией и отно­ше­ни­ями с чита­те­лем, скан­даль­ность кике­ров стоит поуба­вить. Если чита­тель посто­янно стал­ки­ва­ется с кро­вью, киш­ками и без­удерж­ным сек­сом, чув­стви­тель­ность к этим обра­зам падает. Злой цеп­ля­ю­щий кикер — для еди­нич­ных акций.

Создать мотивацию для чтения

В учеб­ных ста­тьях, уро­ках, кур­сах и кни­гах ино­гда полезно заря­дить чита­теля на дол­гое моти­ви­ро­ван­ное чте­ние. Чита­тель дол­жен захо­теть про­чи­тать ста­тью цели­ком, чтобы полу­чить выгоду. Во вве­де­нии эту выгоду сле­дует пообещать:

В этой серии уро­ков мы гото­вимся собрать нашего пер­вого робота. Мы будем его соби­рать и про­грам­ми­ро­вать, но сна­чала раз­бе­ремся, почему он вообще рабо­тает. Глав­ное, что сле­дует понять о работе робота — как рабо­тает элек­три­че­ство. Если этого не пони­мать, запро­сто спа­лить ком­по­ненты робота или устро­ить пожар в квар­тире. Поэтому нач­нем с основ: почему ток бежит по проводам.

Польза бывает раз­ная: научился что‑то делать, избе­жал ошибки, стал лучше в про­фес­сии, решил про­блему. Все эти обе­ща­ния годятся для введения.

Погрузить в проблему

Если ста­тья посвя­щена слож­ной теме, помо­гите чита­телю вспом­нить все, что он о ней знает. Если ста­тья о слож­ной про­блеме, помо­гите чита­телю её осознать:

Когда вы под­клю­ча­е­тесь к интер­нету в кафе, все, что вы дела­ете, ста­но­вится види­мым всем дру­гим гостям. Если рядом с вами в кафе будет тех­ни­че­ски под­ко­ван­ный чело­век, он смо­жет под­смот­реть ваш пароль от интер­нет‑банка, зайти в ваш Фейс­бук и даже пере­хва­тить ваши сообщения.

В таком вве­де­нии важно начи­нать с того, что чита­тель уже знает и испы­ты­вал в жизни. Не абстрак­ции, а именно кон­крет­ный чув­ствен­ный опыт. Не «Уро­вень инфля­ции рас­тёт», а «Когда вы пой­дёте в мага­зин за моло­ком, посмот­рите, сколько оно стоит…» Тогда погру­зиться в про­блему проще.

Опустить оборону

Ста­тьи на спор­ные и рез­кие темы могут вызвать у чита­теля рез­кое несо­гла­сие уже на заго­ловке. Если это ваш слу­чай, нач­ните ста­тью с того, с чем чита­тель согла­сится и что будет идти, воз­можно, даже про­тив основ­ной идеи ста­тьи. Так чита­тель будет настроен слу­шать дру­гие аргу­менты ста­тьи. Можно назвать это трав­ле­нием лески:

Три причины не брать кредит на свадьбу

Если хотите сва­дьбу своей мечты, запом­ните закли­на­ние: «Сва­дьба — это же раз в жизни». Это закли­на­ние сни­мает все огра­ни­че­ния бюд­жета. Хотите «то самое» пла­тье, но оно стоит 200 тысяч руб­лей? «Это же раз в жизни!» — Пуф! — пла­тье ваше. Хотите лиму­зин дли­ной с палку остан­кин­ской кол­басы — «Раз в жизни!» — Пуф! — лиму­зин у порога.

Я знаю, что для мно­гих людей сва­дьба очень важна, поэтому на нее не жалко ника­ких денег. Но пре­жде чем брать на сва­дьбу кре­дит, про­бе­ги­тесь гла­зами по этим трем сооб­ра­же­ниям, хотя бы ради интереса.

Разу­ме­ется, ваш аргу­мент в начале дол­жен быть искрен­ним, а не издевательским.

Помочь разобраться в логике

Ино­гда ста­тья каса­ется настолько слож­ной темы, что само устрой­ство ста­тьи ста­но­вится слож­ным и тре­бует пояс­не­ния. Тогда во вве­де­нии полезно объ­яс­нить, как устро­ена ста­тья — дать чита­телю взгляд на неё «с высоты пти­чьего полёта»:

Гра­ви­та­ция в тео­рии отно­си­тель­но­сти ведёт себя неин­ту­и­тивно. Чтобы объ­яс­нить её с точки зре­ния Эйн­штейна, мы сна­чала вспом­ним клас­си­че­ское нью­то­нов­ское пони­ма­ние гра­ви­та­ции, потом раз­бе­рём поня­тия про­стран­ства‑вре­мени и его искрив­ле­ния, а потом срав­ним одно с другим.

Во вве­де­нии можно решать одно­вре­менно несколько задач: напри­мер, сна­чала при­ко­вать инте­рес, потом создать моти­ва­цию и нако­нец помочь разо­браться с логикой.

Вы — био­ло­ги­че­ский мик­ро­кон­трол­лер. Все, что вы зна­ете и любите, все ваши мысли и чув­ства, вся ваша жизнь упа­ко­вана в живой мик­ро­про­цес­сор с кучей интер­фей­сов. И если вы захо­тите постро­ить чело­ве­ко­по­доб­ного робота, вам при­дется понять, как устро­ены обыч­ные мик­ро­кон­трол­леры и чем они отли­ча­ются от вашего мозга. Об этом сегодня и поговорим.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Новый год близко Нужно ли писать века римскими цифрами? 3 О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? 4 Стоит ли давать обратную связь? 1