Школа
Текст

Разве это «колешение» не нарушает естественный порядок чтения?

Максим, в мастер‑классе по управлению вниманием вы рекомендуете вставлять в текст иллюстрации и другие подобные штуки, благодаря которым читатель начинает «колесить» по странице.

Вопрос: разве это «колешение» не нарушает естественный порядок чтения сверху вниз и слева направо? А если нарушает, то разве это хорошо?

Фатима Схаляхо
22 окт 2017
👁 5169  
Текст

Разве это «колешение» не нарушает естественный порядок чтения?

Максим, в мастер‑классе по управлению вниманием вы рекомендуете вставлять в текст иллюстрации и другие подобные штуки, благодаря которым читатель начинает «колесить» по странице.

Вопрос: разве это «колешение» не нарушает естественный порядок чтения сверху вниз и слева направо? А если нарушает, то разве это хорошо?

Фатима Схаляхо
22 окт 2017
👁 5169  
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Естественный порядок чтения — не слева направо, а от важного к менее важному. Читатель сначала решает, что на экране важное; потом решает, интересно ли ему это; и только потом — читает слева направо.

Вот читатель видит некий экран. В первые доли секунды он ещё не знает, что тут написано, для него это просто набор прямоугольников и пятен:

Какие‑то пятна выглядят контрастными и важными, поэтому читатель сначала прочитает их. Иллюстрация в этом смысле настолько важна, что читатель даже готов проскроллить, чтобы получше её рассмотреть:

Визуальная иерархия и теория близости подсказывают читателю, как одни прямоугольники относятся к другим. Например, текст под заголовком относится к этому заголовку. Если заголовок показался читателю важным, то есть смысл почитать и основной текст. И то — читатель, скорее всего, будет прыгать по началам абзацев, дочитывая только до тех пор, пока ему интересно:

Создавая для читателя понятную иерархию, вы помогаете ему быстрее найти важное. Но вы можете намеренно не давать ему такой возможности — оставить сплошной текст. Получится статья, которая не заигрывает:

Проблема в том, что чтобы такая статья хорошо работала и затягивала читателя, она должна быть на важную для читателя тему, быть блестяще написанной, а еще выдерживать конкуренцию с реальным миром — банерами, уведомлениями, чатиками.

Вы можете не играть с читателем в простоту и ясность и наоборот делать всё недружелюбно и академично. Можно не кормить читателя с ложечки, а заставить его работать. Это полезно, если вы хотите привлечь вдумчивого читателя и отфильтровать случайных гостей. Инструменты управления вниманием — лишь инструменты. Использовать их нужно только тогда, когда вы понимаете, зачем они нужны. Читайте об этом: самая страшная тайна редактуры.

Текст, редактура и информационный стильФормат: текст
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы