x
 
Максим Розов
25 апреля 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как резать фичи на основе метрик и экспериментов?


Флек­сить задачи при­хо­дится не только для того, чтобы успе­вать в срок, но ещё и чтобы не делать лиш­него. Какому биз­несу понра­вится пла­тить зар­плату про­грам­ми­стам, кото­рые делают фичи, не при­но­ся­щие денег?

В английском языке аббревиатура HADI расшифровывается так: Hypothesis, Action, Data, Insights.

Самый хоро­ший спо­соб не делать лиш­него — вме­сто боль­ших про­ек­тов запус­кать корот­кие ите­ра­ции на основе гипо­тез. В кни­гах для мене­дже­ров это назы­ва­ется цик­лом HADI: Гипо­теза → Дей­ствие → Дан­ные → Выводы.

В английском языке аббревиатура HADI расшифровывается так: Hypothesis, Action, Data, Insights.

Ска­жем, вы рабо­та­ете в интер­нет‑мага­зине, и вам при­шла в голову про­рыв­ная идея — пора бы нако­нец, сде­лать отзывы поль­зо­ва­те­лей на стра­ни­цах това­ров, как у конкурентов.

Можно сразу пойти ва‑банк — отдать дизай­не­рам и про­грам­ми­стам задачу сде­лать хоро­шие отзывы. Но это боль­шая инве­сти­ция — для отзы­вов нужно много инфра­струк­туры: про­ду­ман­ный интер­фейс, защита от спама, панель моде­ра­ции, воз­мож­ность оце­ни­вать полез­ность отзы­вов, админка.

Давайте, пре­жде чем вкла­ды­вать деньги, попро­буем сфор­му­ли­ро­вать, как мы будем их возвращать:

Если одни поль­зо­ва­тели будут остав­лять отзывы на товары, а дру­гие — их читать, то кон­вер­сия у това­ров с отзы­вами повы­сится, и мы зара­бо­таем на этом больше денег.

Неплохо, но состав­ные гипо­тезы про­ве­рять сложно, поэтому давайте немного упростим:

Если на стра­ни­цах това­ров появятся отзывы, то кон­вер­сия у этих стра­ниц повысится.

Зву­чит как понят­ная корот­кая гипо­теза, а зна­чит, у нас появи­лась пер­вая часть цикла HADI. Теперь сфор­му­ли­руем мак­си­мально быст­рую задачу для вто­рой части — действие:

«Давайте сде­лаем ста­тич­ные отзывы на 5⁠—10 това­ров, раз­ме­стим их на сайте и посмот­рим, как изме­нится конверсия».

См. также

Теперь не нужно делать слож­ную систему вроде админки для отзы­вов — доста­точно отри­со­вать и свер­стать 5⁠—10 ХТМЛ‑стра­ни­чек. Мы флек­сим: ради­кально умень­шаем глу­бину про­ра­ботки, чтобы быстро про­ве­рить гипотезу.

См. также

Как только стра­нички с отзы­вами появ­ля­ются на сайте, про­во­дим АБ‑тест. Делим ауди­то­рию на две группы: пусть одна видит наши отзывы, а дру­гая — не видит. Через пару недель срав­ним кон­вер­сию. Начали ли люди, кото­рые читали отзывы, поку­пать чаще, чем люди, кото­рые вообще не видели отзы­вов? Ответ на вопрос и ста­нет тре­тьей частью цикла — данными.

Экран настройки экс­пе­ри­мента в Гугль Опти­майзе, бес­плат­ном инстру­менте для АБ‑тести­ро­ва­ния

Если мы дока­зали гипо­тезу, смело ста­вим в раз­ра­ботку задачу сде­лать пол­но­цен­ные отзывы — теперь мы уве­рены, что не зря потра­тим зар­плату программистов.

Пока задача в работе — про­ве­рим дру­гую часть гипо­тезы: «поль­зо­ва­тели готовы остав­лять отзывы». Вдруг от нашей ауди­то­рии не имеет смысла ждать отзы­вов, и нам при­дётся самим стро­ить отдел, кото­рый будет тести­ро­вать товары? Про­го­ним его по циклу HADI:

  • Гипо­теза: наши поль­зо­ва­тели готовы остав­лять отзывы;
  • Про­верка: делаем кнопку «оста­вить отзывы», кото­рая ведёт на гугль‑форму.
  • Дан­ные: сколько отзы­вов появи­лось за неделю? А на тех стра­ни­цах, где были дру­гие отзывы?
  • Выводы: если отзы­вов много, то ста­вим задачу в разработку.
Так с помо­щью гугль‑форм мы в «Где­Ма­те­ри­але» пофл­ке­сили отзывы, чтобы про­ве­рить, готовы ли стро­и­тели их остав­лять

Если про­верка не про­хо­дит, вер­нёмся к началу и попро­буем выдви­нуть дру­гую гипо­тезу. Может, стоит сде­лать письмо, кото­рое через пару недель после покупки будет дого­нять поль­зо­ва­теля и пред­ла­гать ему оста­вить отзыв?

P. S. Это был совет об управлении разработкой. Хотите больше знать о планировании спринтов, управлении продуктом или о настройке инфраструктуры? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Сергей Педан
25 апреля 2019

А как проверять гипотезы о фичах, которые работают только в связке с другими? Как правильно разделять ситуации, когда можно протестировать изолированно, и когда нужен «leap of faith»?

Павел Карасёв
26 апреля 2019

Как донести этот подход до руководства, которое в разработке ничего не понимает?

Даниил Жеренков
26 апреля 2019

Меня смущает момент с выводами об отзывах. Обычно рекомендуют ставить какую-то цифру, которую мы хотим получить, но откуда мы её возьмем? Я встречал мнение, что предполагать конкретную цифру — бред, потому что это тыканье пальцем в небо и не про «data driven». С другой стороны, как понять что ты получил данные, которые тебя устроят? В последнем примере, много отзывов — это сколько?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как донести подход HADI до руководства? 4 Гугль-док, чтобы упорядочить командное обсуждение 1 Советы об управлении разработкой Как не путать маркеры 4




Недавно всплыло

2 10 дизайнерских товаров японских студий 2 2 2